Что такое JavaScript и для чего он нужен. Язык программирования JavaScript (Ява Скрипт) Что такое код javascript

В этой статье мы расскажем, что такое JavaScript (Джава Скрипт), приведем примеры, поясним для чего он нужен в html коде. Дадим ответы на популярные вопросы вебмастеров.

1. Что такое JavaScript простыми словами

JavaScript (на русском "Джава Скрипт", сокращенно "JS") - язык программирования встраиваемый в HTML страницы с целью удобства общения с пользователем, обработки ошибок и создания динамичности странице в целом.

JavaScript является объектно-ориентированным и интерпретируемым языком. Является системно-независимым (работает на любых платформах). Зачастую JS код называют скриптами. Можно сказать, что этот язык "заточен" лишь для веб-программирования.

Синтаксис языка во многом напоминает Си и Java, семантически же язык гораздо ближе к Self, Smalltalk.

2. Задачи решаемые JavaScript
  • Проверку полей html форм (тег ) до того, как они передались на сервер
  • Информационные сообщения с предупреждениями
  • Эффекты для выделения главных элементов и частей страницы
  • Оригинальные выпадающие меню
  • Математические вычисления

Обычно с помощью JavaScript делают слайдеры . Можно также выводить контент через вывод на AJAX , это позволяет скрывать из html-кода ненужные или повторящиеся элементы страницы сайта. Изучать эти коды новичку не имеет смысла, т.к. они довольно сложные.

3. Как включить поддержку JavaScript в браузере

Все браузеры поддерживают JavaScript. По умолчанию Джава Скрипт уже должен быть включен в браузерах, если нет, то ниже представлены инструкции для различных браузерах по включению JS.

1. Включить JavaScript в Firefox 2. Включить JavaScript в Google Chrome

"Настройка и управление Google Chrome" -> "Параметры" -> "Расширенные" -> "Личные данные (Настройки содержания)" -> "JavaScript:" Разрешить всем сайтам использовать JavaScript (рекомендуется) или запретить выполнение JavaScript на всех сайтах

3. Включить JavaScript в Opera

Нажать на клавишу F12 Выбрать пункт "Включить JavaScript"

4. Включить JavaScript в Internet Explorer

"Сервис" -> "Свойства обозревателя" -> вкладка "Безопасность" -> выбираем зону "Интернет" -> кнопка "Другой" -> пункт "Сценарии" -> "Разрешить сценарии"

4. Пример: как вставить JavaScript в html страницу

Код JavaScript вписывается прямо в html код страницы. Для его выделения используют специальные теги

код на javasript

Атрибут type="text/javascript" указывать не обязательно, но желательно.

Использовать <script> можно в заголовочных тегах , так и просто в теле страницы .

Писать html теги между открывающим и закрывающим тегом script запрещено. Это место только для кода на JavaScript.

Чтобы не дублировать один и тот же JavaScript на каждой странице его обычно выносят в отдельный файл с расширением ".js". Этот файл можно подключить в любом месте html-страницы.

4.1. Пример 1. Всплывающие сообщение Hello, World

Ниже представлен пример html код, который при загрузке страницы выводит всплывающее сообщение "Hello, World".

Hello, World на JavaScript

Пример с Alert. Будет выведено всплывающие сообщение

alert ("Hello, World! ");

Нажмите на ссылку:

Ссылка 4.2. Пример 2. Альтернатива с обработкой javascript

Ниже представлен пример html кода с обработкой кода JavaScript с помощью идентификатора id.

Hello, World на JavaScript window.onload = function() { var linkWithAlert = document.getElementById ("check_link "); linkWithAlert.onclick = function() { return confirm ("Перейти по ссылке? "); }; };

Нажмите на ссылку :

Ссылка 4.3. Пример 3. Смена цвета объекта при наведении курсора

При наведении курсора мышки на определенные области, они изменяют цвет. Делается это через JavaScript. Например

Код этого примера:

RED GREEN BLUE

Это лишь самые элементарные вещи на JavaScript. Его возможности довольно большие. Не даром в литературных магазинах по этому языку можно найти отдельные книги.

JavaScript® (часто сокращают до JS) - это интерпретируемый язык программирования, разработанный для взаимодействия с веб-страницами. JavaScript запускается на стороне клиента Интернета и используется для программирования того, как веб-страницы будут вести себя при наступлении определенных событий.

Что такое JavaScript?

JavaScript - это кросс-платформенный, объектно-ориентированный скриптовый язык, который добавляет интерактивность и отзывчивость к вашим веб-страницам.

JavaScript позволяет разработчику веб-сайта управлять тем, как ведет себя веб-страница. Это делает JavaScript принципиально отличным от HTML, языка, который отвечает за структуру веб-документа, и CSS, языка, который формирует внешний вид веб-страниц.

Программы, написанные на языке JavaScript, называются скриптами. В браузере они подключаются непосредственно к HTML-документу и, как только загружается страница – тут же выполняются. Процесс выполнения скрипта называют «интерпретацией».

Если PHP скрипт обрабатывается на стороне сервера с помощью PHP интерпретатора, то JavaScript выполняется в браузере пользователя JavaScript интерпретатором.

Сегодня каждый браузер поддерживает JavaScript, тем самым делая его языком веба.

В браузере JavaScript может делать всё, что относится к манипуляции с HTML-документом, взаимодействию с посетителем и, с некоторыми ограничениями, с сервером:

  • Проверять правильностm заполнения пользовательских HTML-форм.
  • Взаимодействовать с веб-камерой, микрофоном и другими устройствами.
  • Менять стили HTML-элементов, прятать, показывать элементы и т.п.
  • Отображать всплывающие и диалоговые окна.
  • Реагировать на действия посетителя, обрабатывать клики мыши, перемещения курсора и т.п.
  • Посылать запросы на сервер и загружать данные без перезагрузки страницы.

JavaScгipt – невероятно мощный и эффективный язык, который непременно нужно попробовать в деле!

JavaScript в сравнении с ECMAScript

Этот учебник написан о языке, который известен как JavaScript. Тем не менее официальный стандарт, в котором определены спецификации, описывающие язык, называет его ECMAScript.

Компания Netscape представила язык JavaScript в организацию Ecma International , деятельность которой посвящена стандартизации информационных и коммуникационных систем (изначально ECMA являлся акронимом European Computer Manufacturers Association), где он был утвержден в качестве стандарта ECMAScript в 1997 г.

Эта стандартизированная версия JavaScript, называемая ECMAScript, работает одинаково во всех приложениях, поддерживающих стандарт. Разработчики могут использовать открытый стандарт языка, чтобы разработать собственную реализацию JavaScript.

Формально, когда разработчики ссылаются на ECMAScript, они обычно имеют в виду «идеальный» язык, определенный стандартом Ecma. Чаще всего эти два понятия взаимозаменяемы. Поэтому, при упоминании об официальном стандарте в этом учебнике будет употребляться название ECMAScript, а в остальных случаях при ссылках на язык - JavaScript. Также в учебнике будет встречаться общепринятое сокращение ES5 при ссылке на пятый выпуск стандарта ECMAScript.

JavaScript – не Java

Прежде чем вы приступите к изучению JavaScript, вам следует понимать, что JavaScript – это не Java. Это два совершенно разных языка программирования. JavaScript не имеет ничего общего с языком Java, кроме похожего синтак­ сиса.

Java – объектно-ориентированный язык программирования, разрабатываемый компанией Sun Microsystems с 1991 года и официально выпущенный 23 мая 1995 года. Java – это мощный и гораздо более сложный язык программирования, на нём можно писать самые разные программы. Для интернет-страниц есть особая возможность – написание апплетов.

Апплет – это программа на языке Java, которую можно подключить к HTML при помощи тега . Jаvа­апплеты запускаются с помощью компилятора. Апплеты Java встраиваются в веб-страницу, но хранятся на диске как отдельные файлы. Это двоичные файлы, и если вы их откроете, то не увидите исходный код апплета.

Сценарии JavaScript размещаются внутри веб-страницы и не могут существовать отдельно от нее. Для выполнения JS-сценариев не нужен компилятор, они выполняются браузером на стороне пользователя. JS-скрипт – это обычный текст, и вы можете просмотреть код невооруженным взглядом – без какого-либо специального программного обеспечения.

Java - это язык, который основан на классах и отличается быстротой, высоким уровнем защиты и надежностью. Ориентированная на классы модель Java означает, что программы состоят исключительно из классов и их методов. Наследование классов и строгая типизация в языке Java обычно требуют тесно связанные иерархии объектов. Эти требования делают программирование на Java более комплексным, чем программирование на JavaScript.

JavaScript - это легкий язык программирования, который обладает простым синтаксисом, специализированной встроенной функциональностью и минимальными требованиями для создания объектов. Вам не нужно объявлять переменные, классы и методы. Не нужно беспокоиться о том, являются ли методы публичными (public), приватными (private) или защищенными (protected), а также вам не нужно реализовывать интерфейсы. Переменные, параметры и возвращаемые функциями типы JS-скриптов не являются явно типизированными.

Что вам нужно для изучения JavaScript?

Предварительное знание JavaScript не требуется, но поскольку JavaScript находится внутри веб-страниц и управляет их динамикой, предполагается, что вы знакомы с основами языка HTML, хотя не исключается возможность "параллельного" и JavaScript.

Большенство сценариев JavaScript призваны "оживить" HTML, т. е. цель создания сценария заключается в том, чтобы продемонстрировать, как будет меняться вид страницы при изменении значений параметров HTML-тегов. Вместе собранные и должным образом оформленные такого рода сценарии являются примером разработанного веб-приложения.

Прежде чем мы приступим к написанию первой программы на JavaScript, очень важно заранее позаботиться о том, чтобы все необходимые инструменты у нас были настроены и находились на своих местах.

Изучая JavaScript, очень важно запускать примеры, представленные в каждом уроке, изменять их и опять запускать, чтобы проверить, насколько правильно вы понимаете изученный материал. Для этого необходим интерпретатор JavaScript. К счастью, как вы уже знаете, любой веб-браузер включает в себя интерпретатор JavaScript.

Чтобы писать и выполнять JavaScript-программы, достаточно установить любой современный интернет-браузер (например Yandex, Internet Explorer, Mozilla Firefox или Google Chrome).

Далее в этом учебнике вы увидите, что код на языке JavaScript можно встраивать непосредственно в HTML-файлы, в теги , и при загрузке HTML-файла этот код будет выполняться браузером. Стоит отметить, что вам не нужно поступать так всякий раз, когда требуется протестировать короткий фрагмент программного кода JavaScript.

Самый простой способ поэкспериментировать с кодом JavaScript – воспользоваться встроенным инструментом браузера веб-консоль (Web Console).

Как правило, веб-консоль можно запустить нажатием клавиши F12 или горячей комбинации клавиш – Ctrl +Shift +J . Обычно панель или окно типичного «инструмента разработчика» открывается в виде отдельной панели в верхней или нижней части окна браузера как изображено на рис. 1.

Панель включает множество вкладок, позволяющих исследовать структуру HTML-документа, стили CSS и т. д. Среди них имеется вкладка JavaScript Console , где можно вводить строки программного кода JavaScript и выполнять их.

Для более детального анализа программного кода нам понадобится текстовый редактор с дополнительной функциональностью, упрощающей написание и редактирование программного кода. В качестве такового мы будем использовать редактор Notepad++ . Если вы уже пользуетесь другим редактором и успели к нему привыкнуть, то вам ничто не мешает и далее продолжать его использовать.

С большинством примеров, приведенных в нашем учебнике, вы сможете поэкспериментировать прямо на странице сайта воспользовавшись встроенным инструментом - мини-редактором JS.

Для того, чтобы посмотреть результат выполнения скрипта в новом окне кликните по иконке , а если у вас возникнет желание поменять что-то в коде кликните по иконке

Это обычный HTML документ

Выходим обратно в HTML

Обратите внимание: В подобных простых экспериментах с JavaScript можно опускать теги , и в HTML-файле.

Изучение JavaScript, как и других языков программирования – непростое дело, но оно безусловно стоит потраченных сил и времени. Обучение эффективно, когда дается не просто так, а с усилием. Вы должны прилагать сознательные усилия для того, чтобы усваивать новые навыки и умения. Знания, полученные без усилий, подобны кругам на воде – очень скоро от них не останется и следа.

Электронные книги, бесплатные онлайн-курсы и интернет-платформы для обучения с помощью задач – выбор вариантов источников качественных знаний сегодня почти безграничен. Но как мотивировать себя к самостоятельному обучению, как научиться учиться самостоятельно?

Попробуйте следовать нескольким простым, но проверенным на практике советам.

Учиться нужно понемногу, но регулярно. Регулярность – залог успеха в обучении. Спланируйте свои будни так, чтобы вы могли каждый день уделять на изучение JavaScript не менее одного часа. Не пытайтесь за короткий промежуток времени выучить всё и сразу. Разбивка процесса самообразования на небольшие учебные сессии создает ощущение быстрых успехов и мотивирует вернуться к обучению уже на следующий день.

Наихудшее время для обучения – когда вы чувствуете усталость. В такие моменты, главное не заставлять себя – вы не получите ожидаемого результата. Человеческий мозг не может учить что-то бесконечно долго – ему нужно давать перерывы. Занимайтесь по принципу 25\5. Попробуйте на себе практику учить 25 минут и отдыхать 5 минут. Ваш мозг привыкнет к таким равномерным нагрузкам и будет работать максимально продуктивно.

Применяйте практики вспоминания – основу обучения. Чем чаще мы вспоминаем информацию, тем дольше она будет храниться в нашей памяти.

Эффективная техника вспоминания – это отложенное вспоминание: на карточке с одной стороны напишите вопрос, который относится к изученному материалу, а с другой – ответ на него. Выучите содержание карточки, а затем, через день, попытайтесь вспомнить ответ. Если вы дали правильный ответ – карточку можно отложить на неделю до следующего повторения. Если ошиблись – необходимо повторить вопрос уже на следующий день. Чем длиннее у вас будет цепочка успешных оветов, тем больший интервал должен быть перед следующим повторением.

Параллельно с теоретическими занятиями постоянно практикуйтесь. Для приобретения практического опыта достаточно просто много писать и разбирать примеры хорошего кода. Работая с примерами внимательно пройдите по всем строчкам кода – вы должны убедиться, что понимаете, как работает каждая строчка. Не бойтесь экспериментировать. Учитесь выводить в окне браузера какие-то данные и анализировать их. Например, что и после чего выводится на экран, получили ли вы то, что хотели, и если нет – то почему.

Какой бы способ обучения вы не выбрали, не забывайте, что он должен быть интересным для вас и подкрепляться практическими занятиями – примеры лучше тысячи слов. Примеры часто легче понять, чем многостраничную теорию. Поэтому будьте смелее! Надеюсь, что этот учебник станет хорошим подспорьем в ваших начинаниях.

Доброго времени суток всем желающим окунуться в интересный мир программирования и изучить основы языка JavaScript. Все мои последующие публикации в данном разделе помогут вам разобраться во многих базовых аспектах языка, научиться реализовывать популярные задачи программно, а также развивать свои навыки до более высоких уровней эрудиции.

Хочу отметить, что курс писался для начинающих javascript-овых разработчиков, однако он будет полезен и продвинутым девелоперам.

Что касается данной статьи, то я предоставлю вам общее представление о языке JavaScript, расскажу, в каких случаях его используют, и для любопытных приведу пример первого традиционного программного кода. А теперь давайте приступим к основной части!

Мир JavaScript-а

Сначала хочу поведать вам несколько интересных фактов, которые нужно знать, если вы хотите писать на конкретно этом языке и вообще работать в ИТ-шной области.

Итак, главным разработчиком JavaScript был Бредан Эйх. Он вместе с командой опытных экспертов начал создавать новый язык, который сможет внедряться в разметку на . Это было в далеком 1995 году.

Некоторые из вас конечно могут сказать: «Как же далеком, если я застал тот год». В мире IT все развивается с бешенной скоростью (думаю вы обратили на это внимание), новые фреймворки и технологические решения появляются буквально каждый месяц.

Конечно языки выпускаются не с такой частотой, но большинство популярных и перспективных языков были созданы менее 15 лет назад (например, Swift презентовали только 2 года назад). Так что разработки быстро переходят из состояния «инновация» в состояние «старый (традиционный) инструмент для работы».

Очень часто новички путают JavaScript с Java, обращая внимание только на название и не понимая, в чем же собственно разница.

Вспоминая свое первое знакомство с этими двумя языками, хочу вас предупредить: профессиональные девелоперы очень не любят, когда кто-то оговаривается или по своей неопытности неверно использует эти два наименования. Косой взгляд вам обеспечен.

Java – это язык высокого уровня, код которого транслируется на виртуальной машине. В 1995 году он считался самым популярным и часто используемым языком для написания множества программ в разных сферах IT.

JavaScript же является встраиваемым языком в и его главное предназначение – сделать страницу веб-ресурса интерактивной, т.е. более гибкой и «коммуникабельной». Он основан на ECMAScript, который в свою очередь является фундаментом еще для нескольких скриптовых языков.

JavaScript такое название получил не сразу. Изначально он был прозван Mocha, после переименован на LiveScript. Однако было принято решение воспользоваться хитрой маркетинговой фишкой и в название нового продукта включить слово «Java». Кстати, любое приложение, написанное на этом языке, называется скриптом.

Возможности JavaScript

Современный JavaScript является интерпретируемым языком. Это означает, что код программ обрабатывается и выполняется «как есть». Именно так работают со скриптами.

Если отойти в сторону от веб-разработки, то JavaScript можно найти и в других областях. С его помощью пишут разные виды приложений, игры, прикладное ПО и многое другое. Скрипты можно запустить абсолютно везде и не только в . Главное условие – наличие интерпретатора кода.

Основными преимуществами и навыками JavaScript-а являются:

  • Умение создавать пользовательские теги в разметке html, а также удалять и видоизменять существующие;
  • Быстрое и простое подключение к html;
  • Возможность реагировать на различные пользовательские действия: кликанье, перемещение курсора по веб-странице, набор символов на клавиатуре и т.д.;
  • Способность срабатывать в указанные моменты;
  • Взаимодействие с jquery и ajax. При помощи первой технологии, которая является библиотекой JavaScript, упрощается работа с многими элементами веб-сервисов и в том числе с ajax. Ajax в свою очередь позволяет реализовывать очень классный финт ушами: отправлять информацию на сторону сервера, получать ответ и обновлять данные на веб-странице, не перегружая ее целиком.
  • Спецификация JavaScript является общим стандартом и поэтому поддерживается всеми существующими браузерами;
  • Высокая скорость работы.

Также я хочу отметить, что код, написанный на JavaScript иногда может заменить css. Однако тут есть несколько нюансов.

Во-первых, ключевое слово в предыдущем предложении – «иногда». Да, некоторые свойства внешнего вида веб-сервисов можно прописать с помощью скриптов, однако далеко не все.

Все-таки css и css3 живут ради исполнения своей главной цели – обеспечение качественного и многофункционального дизайна страниц сайтов. И стоит им отдать должное, ведь справляются со своей задачей они безупречно.

Во-вторых, в случае необходимости изменить оформление внешнего вида веб-сервисов, реализованных на языке js, будет намного труднее и ресурсозатратнее.

Как и всегда, не бывает идеальных технологий, подходящих под все задачи и умеющих выполнять любые действия. Js не исключение. Несмотря на огромный список преимуществ, он тоже прячет несколько скелетов в шкафу.

Для начала в JavaScript отсутствует строгая типизация. Это может порадовать только вначале, когда голову посещают мысли: «Наконец не надо заморачиваться по поводу типов переменных и их конвертации».

Однако по мере увеличения сложности и объемов кода отсутствие типизации открывает свою настоящую сущность. Хотя бы взять компилятор. Он не может сообщить об ошибках несоответствия типов данных, так как сам не знает их до тех пор, пока не отработает нужная строчка программы.

Помимо этого, в языке не предусмотрена работа с файловыми системами (создание, удаление, подключение и т.д. файлов), а также с потоками ввода-вывода информации, что иногда очень критично. В этом случае девелоперам приходится искать другие инструменты для работы с документами.

Что касается наследования, то эту тему нужно подробно разбирать, ведь наследование в js – это совершенно другой механизм, отличающийся от привычного наследования в популярных языках. Пока скажу только, что он основан на прототипах и наследование выполняется через объекты.

Как подключается скриптовый код к html?

Для этого существует несколько способов, а точнее три. Выбор одного из них зависит от количества кода и самого проекта.

Если кто помнит мою публикацию о вставке css в , то сразу поймет, о чем пойдет речь, потому что способы внедрения скриптов и стилевых правил идентичны.

Начнем с первого. Небольшой кусок кода можно вставить в язык разметки при помощи специального парного тега < script> . По установленным правилам скриптовую часть, как и стилевые таблицы, принято вписывать внутри элемента .

Однако если вы вставите код в любом другом месте, результат работы от этого не изменится. Сейчас я покажу стандартный пример первой программы на js, который стал своего рода традицией посвящения новичков в изучение нового языка программирования. Давайте поприветствуем мир!

И третий способ – это внесение скриптовых элементов в теги. Такой вариант используется для определения событий (например, подключения события, которое срабатывает на щелчок мышки).

обработка функции avg_salary() //комментарий

Если вы еще не знакомы с понятием Javascript, то об этом .

В этой заметке хотелось рассказать о том, для чего Javascript нужен и что с его помощью можно делать.

Как и у любого язык программирования, основная задача Javascript создавать последовательность действий, которые будут приводить к определенному результату.

Это могут быть условия «если-то», циклы, которые создают определенную последовательность действий, математические вычисления и.т.д.

Самое главное в том, что все эти операции можно производить на веб-страницах, в окне браузера. Причем, javascript может работать и без подключения к сети Интернет.

Итак, давайте рассмотрим ряд примеров, которые демонстрируют те возможности, которые можно получить при использовании Javascript. Я условно отсортировал их на несколько групп, чтобы у вас появилось определенное понимание, что делает Javascript и зачем он нужен.

1) Математические операции

На веб-страницах очень часто возникает необходимость произвести те или иные вычисления.

Например, есть два текстовых поля и нужно в третьем текстовом поле вывести сумму двух чисел, которые введены в первые два.

С помощью Javascript можно создать калькулятор и разместить его на веб-странице.

Вот здесь есть пример такого калькулятора:

Еще ситуация, возьмем какую-нибудь текстовую строку на веб-странице, нужно увеличить ее размер в 1,5 раза. Это тоже можно сделать с помощью математических вычислений, путем умножения текущего размера на коэффициент 1,5.

Задач, которые требуют вычислений очень и очень много на практике. Javascript позволяет все это делать.

2) Обработка и валидация данных в HTML-формах

Javascript позволяет проверять, что все требуемые поля заполнены и данные, которые в них находятся соответствуют нужному формату (например, если требуются цифры, то должны быть только цифры и не должно быть букв).

Делает это Javascript без перезагрузки страницы и даже без подключения к Интернет.

Прежде чем отправлять данные на сервер, они проходят предварительную проверку на Javascript. Это снижает нагрузку на сервер.

3) Взаимодействия с пользователем и события

На веб-странице могут появляться различные эффекты, в зависимости от того, какие действия совершает пользователь.

Выпадающее меню на сайте при наведении курсора мыши.

При клике на кнопку скрыть или показать какой-то элемент на странице.

Появления всплывающего окна, когда курсор мыши ушел за пределы окна браузера.

Затемнение заднего фона и эффекты плавного появления элемента реализуются на Javascript.

4) Взаимодействовать с HTML-элементами на странице и управлять их содержимым и стилями.

При наступлении определенного события (например, клик мыши или любого другого) можно изменять внешний вид (стили CSS) элементов на странице.

Делается это все программно.

Еще можно добавлять какие-нибудь HTML-теги или атрибуты к ним, также при наступлении определенного события.

5) Добавление анимации и различных графических эффектов на веб-страницы.

Падающие и двигающиеся объекты. Например, снег на сайт.

Плавное появление и скрытие объектов

Таймер обратного отсчета

И др. эффекты реализуются на Javascript

Я перечислил здесь лишь небольшой список возможностей Javascript. Чтобы вы могли посмотреть все наглядно и на реальных примерах, привожу здесь список сайтов, на которых опубликованы действующие примеры на языке javascript:

Возможности и сфера применения Javascript на самом деле очень обширные. Все будет ограничиваться только вашей фантазией и творчеством.

JavaScript был создан программистом Brendan Eich из Netscape и представлен в декабре 1995 года под названием LiveScript. Довольно быстро он был переименован в JavaScript, хотя официальным названием JavaScript является ECMAScript. ECMAScript разрабатывается и поддерживается Международной организацией ECMA (Европейская ассоциация производителей компьютеров).

Что такое JavaScript?
1) JavaScript — язык сценариев, или скриптов. Скрипт представляет собой программный код — набор инструкций, который не требует предварительной обработки (например, компиляции) перед запуском. Код JavaScript интерпретируется движком браузера во время загрузки веб-страницы. Интерпретатор браузера выполняет построчный анализ, обработку и выполнение исходной программы или запроса.

2) JavaScript — объектно-ориентированный язык с прототипным наследованием. Он поддерживает несколько встроенных объектов, а также позволяет создавать или удалять свои собственные (пользовательские) объекты. Объекты могут наследовать свойства непосредственно друг от друга, образуя цепочку объект-прототип.

JavaScript на веб-страницах 1. Подключение сценариев к html-документу

Сценарии JavaScript бывают встроенные , т.е. их содержимое является частью документа, и внешние , хранящиеся в отдельном файле с расширением.js . Сценарии можно внедрить в html-документ следующими способами:

или тело страницы.

Этот способ обычно применяется для сценариев большого размера или сценариев, многократно используемых на разных веб-страницах.

В виде обработчика события .
Каждый html-элемент имеет JavaScript-события, которые срабатывают в определенный момент. Нужно добавить необходимое событие в html-элемент как атрибут, а в качестве значения этого атрибута указать требуемую функцию. Функция, вызываемая в ответ на срабатывание события, является обработчиком события . В результате срабатывания события исполнится связанный с ним код. Этот способ применяется в основном для коротких сценариев, например, можно установить смену цвета фона при нажатии на кнопку:

var colorArray = ["#5A9C6E", "#A8BF5A", "#FAC46E", "#FAD5BB", "#F2FEFF"]; // создаем массив с цветами фона var i = 0; function changeColor(){ document.body.style.background = colorArray[i]; i++; if(i > colorArray.length - 1){ i = 0; } } Change background

Внутрь элемента .
Элемент может вставляться в любое место документа. Внутри тега располагается код, который выполняется сразу после прочтения браузером, или содержит описание функции, которая выполняется в момент ее вызова. Описание функции можно располагать в любом месте, главное, чтобы к моменту ее вызова код функции уже был загружен.

Обычно код JavaScript размещается в заголовке документа (элемент ) или после открывающего тега . Если скрипт используется после загрузки страницы, например, код счетчика, то его лучше разместить в конце документа:

document.write("Введите свое имя");

2. Типы данных и переменные в JavaScript

Компьютеры обрабатывают информацию — данные. Данные могут быть представлены в различных формах или типах. Большая часть функциональности JavaScript реализуется за счет простого набора объектов и типов данных. Функциональные возможности, связанные со строками, числами и логикой, базируются на строковых, числовых и логических типах данных. Другая функциональная возможность, включающая регулярные выражения, даты и математические операции, осуществляется с помощью объектов RegExp, Date и Math.

Литералы в JavaScript представляют собой особый класс типа данных, фиксированные значения одного из трех типов данных — строкового, числового или логического:

"это строка" 3.14 true alert("Hellow"); // "Hellow" - это литерал var myVariable = 15; // 15 - это литерал

Примитивный тип данных является экземпляром определенного типа данных, таких как строковый, числовой, логический, null и undefined .

2.1. Переменные в JavaScript

Данные, обрабатываемые сценарием JavaScript, являются переменными . Переменные представляют собой именованные контейнеры, хранящие данные (значения) в памяти компьютера, которые могут изменяться в процессе выполнения программы. Переменные имеют имя , тип и значение .

Имя переменной, или идентификатор , может включать только буквы a-z , A-Z , цифры 0-9 (цифра не может быть первой в имени переменной), символ $ (может быть только первым символом в имени переменной или функции) и символ подчеркивания _ , наличие пробелов не допускается. Длина имени переменной не ограничена. Можно, но не рекомендуется записывать имена переменных буквами русского алфавита, для этого они должны быть записаны в Unicode.

В качестве имени переменной нельзя использовать ключевые слова JavaScript. Имена переменных в JavaScript чувствительные к регистру, что означает, что переменная var message; и var Message; — разные переменные.

Переменная создается (объявляется) с помощью ключевого слова var , за которым следует имя переменной, например, var message; . Объявлять переменную необходимо перед ее использованием.

Переменная инициализируется значением с помощью операции присваивания = , например, var message="Hellow"; , т.е. создается переменная message и в ней сохраняется ее первоначальное значение "Hellow" . Переменную можно объявлять без значения, в этом случае ей присваивается значение по умолчанию undefined . Значение переменной может изменяться во время исполнения скрипта. Разные переменные можно объявлять в одной строке, разделив их запятой:

Var message="Hellow", number_msg = 6, time_msg = 50;

2.2. Типы данных переменных

JavaScript является нетипизированным языком, тип данных для конкретной переменной при ее объявлении указывать не нужно. Тип данных переменной зависит от значений, которые она принимает. Тип переменной может изменяться в процессе совершения операций с данными (динамическое приведение типов ). Преобразование типов выполняется автоматически в зависимости от того, в каком контексте они используются. Например, в выражениях, включающих числовые и строковые значения с оператором + , JavaScript преобразует числовые значения в строковые:

Var message = 10 + " дней до отпуска"; // вернет "10 дней до отпуска"

Получить тип данных, который имеет переменная, можно с помощью оператора typeof . Этот оператор возвращает строку, которая идентифицирует соответствующий тип.

Typeof 35; // вернет "number" typeof "text"; // вернет "string" typeof true; // вернет "boolean" typeof ; // вернет "object" typeof undefined; // вернет "undefined" typeof null; // вернет "object"

Все типы данных в JavaScript делятся на две группы — простые типы данных (primitive data types) и составные типы данных (composite data types) .

К простым типам данных относят строковый, числовой, логический, null и underfined .

2.2.1. Строковый тип (string)

Используется для хранения строки символов, заключенных в двойные или одинарные кавычки. Пустой набор символов, заключенный в одинарные или двойные кавычки, является пустой строкой. Число, заключенное в кавычки, также является строкой.

Var money = ""; // пустая строка, ноль символов var work = "test"; var day = "Sunday"; var x = "150";

В строку в двойных кавычках можно включить одиночную кавычку и наоборот. Кавычка того же типа отключается с помощью символа обратного слэша \ (так называемая escape-последовательность ):

Document.writeln("\"Доброе утро, Иван Иваныч!\"\n"); // выведет на экран "Доброе утро, Иван Иваныч!"

Строки можно сравнивать, а также объединять с помощью операции конкатенации + . Благодаря автоматическому приведению типов можно объединять числа и строки. Строки являются постоянными, после того, как строка создана, она не может быть изменена, но может быть создана новая строка путем объединения других строк.

2.2.2. Числовой тип (number)

Используется для числовых значений. Числа в языке JavaScript бывают двух типов: целые числа (integer) и числа с плавающей точкой (floating-point number) . Целочисленные величины могут быть положительными, например 1 , 2 , и отрицательными, например –1 , –2 , или равными нулю. 1 и 1.0 — одно и то же значение. Большинство чисел в JavaScript записываются в десятичной системе счисления, также может использоваться восьмеричная и шестнадцатеричная системы.

В десятичной системе значения числовых переменных задаются с использованием арабских цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0 .

В восьмеричном формате числа представляет собой последовательность, содержащая цифры от 0 до 7 и начинающаяся с префикса 0 .

Для шестнадцатеричного формата добавляется префикс 0x (0X), за которым следует последовательность из цифр от 0 до 9 или букв от a (A) до f (F), соответствующие значениям от 10 до 15 .

Var a = 120; // целое десятичное числовое значение var b = 012; // восьмеричный формат var c = 0xfff; // шестнадцатеричный формат var d = 0xACFE12; // шестнадцатеричный формат

Числа с плавающей точкой представляют собой числа с дробной десятичной частью, либо это числа, выраженные в экспоненциальном виде. Экспоненциальная запись чисел предполагает следующий вид: число с дробной десятичной частью, за ним следует буква e , которая может быть указана как в верхнем, так и в нижнем регистре, далее — необязательный знак + или - и целая экспонента.

Var a = 6.24; // вещественное число var b = 1.234E+2; // вещественное число, эквивалентно 1.234 Х 10² var c = 6.1e-2; // вещественное число, эквивалентно 6.1 Х 10‾²

2.2.3. Логический тип (boolean)

Данный тип имеет два значения, true (истина), false (ложь). Используется для сравнения и проверки условий.

Var answer = confirm("Вам понравилась эта статья?\n Нажмите ОК. Если нет, то нажмите Cancel."); if (answer == true) { alert("Спасибо!"); }

Также существуют специальные типы простых значений:
нулевой тип — данный тип имеет одно значение null , которое используется для представления несуществующих объектов.

неопределенный тип — тип переменной underfined означает отсутствие первоначального значения переменной, а также несуществующее свойство объекта.

Составные типы данных состоят из более чем одного значения. К ним относятся объекты и особые типы объектов — массивы и функции. Объекты содержат свойства и методы, массивы представляют собой индексированный набор элементов, а функции состоят из коллекции инструкций.

2.3. Глобальные и локальные переменные

Переменные по области видимости делятся на глобальные и локальные . Область видимости представляет собой часть сценария, в пределах которой имя переменной связано с этой переменной и возвращает ее значение. Переменные, объявленные внутри тела функции, называются локальными , их можно использовать только в этой функции. Локальные переменные создаются и уничтожаются вместе с соответствующей функцией.

Переменные, объявленные внутри элемента , или внутри функции, но без использования ключевого слова var , называются глобальными . Доступ к ним может осуществляться на протяжении всего времени, пока страница загружена в браузере. Такие переменные могут использоваться всеми функциями, позволяя им обмениваться данными.

Глобальные переменные попадают в глобальное пространство имен , которое является местом взаимодействия отдельных компонентов программы. Не рекомендуется объявлять переменные таким способом, так как аналогичные имена переменных уже могут использоваться любым другим кодом, вызывая сбой в работе скрипта.

Глобальное пространство в JavaScript представляется глобальным объектом window . Добавление или изменение глобальных переменных автоматически обновляет глобальный объект. В свою очередь, обновление глобального объекта автоматически приводит к обновлению глобального пространства имен.

Если глобальная и локальная переменная имеют одинаковые имена, то локальная переменная будет иметь преимущество перед глобальной.

Локальные переменные, объявленные внутри функции в разных блоках кода, имеют одинаковые области видимости. Тем не менее, рекомендуется помещать объявления всех переменных в начале функции.

Вверх