Что относится к психологическим уловкам манипуляциям. Основные виды манипуляций в деловом общении и механизм их нейтрализации. Искусственное смещение спора

Экология сознания. Психология: Токсичные отношения - это далеко не всегда жестокое обращение, оставляющее жертву в растерзанных чувствах. Есть разные виды токсичных людей, и самые безобидные из них - это мелкие манипуляторы. Они используют других в своих целях так же легко, как дышат. Это их образ жизни, они иначе не умеют.

5 приёмов манипуляторов, с которыми мы сталкиваемся в семье, на работе и в любовных отношениях

Токсичные отношения - это далеко не всегда жестокое обращение, оставляющее жертву в растерзанных чувствах. Есть разные виды токсичных людей, и самые безобидные из них - это мелкие манипуляторы. Они используют других в своих целях так же легко, как дышат. Это их образ жизни, они иначе не умеют. Но как яд в малых дозах при регулярном употреблении способен убить или подточить здоровье того, кто его бездумно принимает, так и регулярные мелкие манипуляции по-своему отравляют.

Какие уловки используют манипуляторы, чтобы удержать власть и внимание?

1. Двойное послание

Это, пожалуй, основной механизм коммуникации, который позволяет манипуляторам долгое время оставаться незамеченными. Его используют и родители, с нежностью в голосе отпускающие уничижительные замечания в адрес ребенка. И любовники, сопровождающие обидные слова крепкими объятиями и поцелуем в макушку. И подруги, без запроса вываливающие правду о вас под видом дружеской заботы. Токсичная подруга, претендующая на ваше время и внимание, будет критиковать ваш выбор партнера, давая понять, что вы не разбираетесь в мужчинах и несамостоятельны настолько, что не можете обойтись без нее. Зато если отношения не сложатся, это даст ей полное право лишний раз самоутвердиться: она ведь предупреждала!

2. Диффузия ответственности

Манипуляторы - мастера недосказанности . Они всегда подводят жертву к тому, чтобы она мыслила в нужном им направлении. Причем жертве будет казаться, что она проблему и создала - она ведь проделала колоссальную мыслительную работу, только уже забыла, кто ее на эту мысль навел. А манипулятор потирает ручки, потому что пока жертва занята копанием в собственных невротических проблемах, свежие порции психической энергии ему обеспечены. Кроме того, манипуляторы всегда вешают ответственность за свои чувства на других . И, как правило, легко находятся те, кто готов ее взять.

3. Сравнения

Чтобы еще больше укрепить жертву в ощущении собственной незначительности, манипулятор будет открыто сравнивать ее с другими или постоянно напоминать о другом, лучшем варианте личности, которой жертва могла бы стать, но отчего-то до сих пор не стала, потому что ленива, глупа, несамостоятельна или не слушает умных людей (при этом подразумевают они, конечно же, себя).

4. Обесценивание

Что скажет человек, не склонный к манипулированию, на несмешную шутку? Просто «несмешная шутка» - и у вас будет возможность удачно отшутиться в следующий раз. Тогда как манипулятор непременно отвесит многословный оценочный комментарий, сопроводив это красноречивым закатыванием глаз, мол, у вас вечно шутки несмешные и неудачные, и сами вы такой же. Эти замечания в итоге отражаются на самооценке, особенно если регулярно исходят от близкого человека и его мнение действительно важно.

Но обесценивать можно и косвенно. Например, не унижать и не говорить ребенку обидных вещей, а просто не признавать его заслуг, принимать их как само собой разумеющееся, причем - годами. А еще лучше - постоянно хвалить за подобное чужих детей, как бы невзначай. При этом манипуляторы для вида всё-таки не забудут похвалить вас на людях, приписывая себе участие в ваших успехах . Начальник или коллега-манипулятор ни за что не заметят, как хорошо вы сделали свою работу, но непременно при случае припишут часть ваших заслуг себе.

5. Отсутствие принятия и поддержки

Не надейтесь дождаться этого от манипулятора . Единственная поддержка, на которую он способен - это поддержка организационная (и он всегда точно знает ей цену и имеет в этом свою выгоду). Поддерживать и утешать эмоционально манипуляторы не умеют : при общении с ними не покидает ощущение одиночества и непринятости.

Причины подобного поведения бывают разные - от чисто прагматических побуждений до психического вампиризма , когда никакой выгоды, кроме чужой энергии, казалось бы, не получишь. И если взрослые еще изредка осознают, что с ними происходит, и способны постоять за себя, то дети тут ранимы и беспомощны. Во взрослом возрасте это выльется в нездоровые способы реагирования на жизненные обстоятельства. Поэтому если вы в чем-то относительно себя сомневаетесь, знайте, что это и будет слабым местом при общении с социальными хищниками. И если этих мест много, вы рискуете однажды быть съеденным заживо. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта .

При встрече с такими людьми мы как будто теряем силу воли… А потом корим себя за проявленную слабость. Манипуляторы добиваются своего, потому что заставляют нас следовать эмоциям, а не рассудку. Но в наших силах научиться распознавать манипуляции в общении и освоить механизмы психологической защиты от них.

«Ты не хочешь провести эти выходные вместе? Ты что, охладел ко мне?» На этот упрек не так-то просто ответить. Вместо того чтобы спокойно объяснить причину своего решения (важные дела по работе, просто желание побыть одному), мы начинаем горячо доказывать своей второй половине, как сильно мы ее любим. Это значит - манипуляция удалась!

Оказавшись в ловушке манипулятора, мы теряем возможность реагировать адекватно

Желание использовать других в своих целях время от времени появляется у каждого из нас. Чаще всего мы делаем это бессознательно. Зачем? Если чувствуем, что неспособны повлиять на ситуацию «легальным» способом, не можем смириться с поведением окружающих или просто хотим внимания к себе. Идеальные способы для этого - заставить другого почувствовать себя виноватым в наших бедах, выставить его нашим должником или просто дать понять, как плохо, некрасиво он поступает.

Вечная жертва

Представим такую ситуацию: вы планируете свадьбу. Скромную, без пышных церемоний и застолий. Но ваша мама недовольна. Как вы можете лишить родственников праздника, возможности поздравить вас! Тем более что вы уже давно не собирались все вместе. «Семья - это святое». Это классический случай манипуляции. Здесь действует неявная угроза: «Если ты не придешь, ты всех разочаруешь». Мама становится в позицию «жертвы», чтобы заставить других вести себя так, как она хочет.

Троллинг - манипуляции в виртуальном общении

Пожалуй, самый «молодой» на сегодня вид эмоционального шантажа - сетевой троллинг. «Троллями» обычно называют тех, кто в онлайн-переписке старается спровоцировать собеседника, вызвать ожесточенную дискуссию или даже скандал. Как правило, «тролли» находят способ оградить себя от возможных последствий своих действий. Например, соблюдают анонимность или действуют под фальшивыми именами. Лучший способ защиты от них - отсутствие реакции. Ведь именно на нее и надеется тролль. Игнорируя действия тролля, вы лишаете его «пищи». У завсегдатаев форумов даже родилось выражение, призывающее прекратить бессмысленную перебранку, которую развязал чей-то едкий пост или комментарий: «Не кормите тролля».

Фальшивый подарок

В данном случае манипулятор использует в своих целях принцип взаимности. «Когда он дарит подарок (оказывает услугу), то всячески старается дать получателю понять, что тот теперь в долгу перед ним. Скрытый посыл таков: я дал тебе это - значит, ты должен чем-то отплатить мне. Проблема в том, что «даритель» оставляет за собой право выбирать, когда и чем «получатель» должен вернуть ему долг», - объясняет психолог Изабель Назаре-Ага.

Например, заметив ошибку коллеги, манипулятор не сообщает об этом руководству. Но в приватном разговоре пытается намекнуть, что спас его от серьезных неприятностей: «Представляешь, что случилось бы, если бы об этом узнал генеральный?» В дальнейшем выясняется, что «спаситель» действовал отнюдь не из бескорыстного желания помочь…

Мнимые ценности

Почему тем, кто подвергается эмоциональному шантажу, так трудно реагировать трезво и разумно? «Потому что манипулятор играет на устойчивых представлениях, которые нам диктует общество и семья, чтобы вызвать у жертвы чувство нравственной ущербности», - пишет Изабель Назаре-Ага. Типичные примеры таких представлений: дети в долгу перед родителями (ведь те дали им жизнь, заботились о них, тратили на них время, деньги, силы); друзья познаются (только) в беде; скромность украшает человека (значит, не нужно просить прибавки и повышения)…

Типы манипуляторов согласно Сьюзан Форуард:

  • Палач. Он угрожает вам неприятностями («Если ты от меня уйдешь, ты больше не увидишь своих детей»).
  • Добровольная жертва. Он обещает навредить себе, если вы откажетесь поступать так, как он хочет («Если ты от меня уйдешь, я покончу с собой»).
  • Мученик. Он старается сделать вас ответственным за свои страдания («Посмотри, до чего ты довел свою мать!»).
  • Торговец ложными надеждами. Он обещает вам крупные выгоды в обмен на помощь, поддержку («Если ты войдешь со мной в долю, ты получишь огромную прибыль»).

«Чувство вины, которое манипулятор внушает своей жертве, ставит под удар ее позитивную самооценку, - пишет психотерапевт Сьюзан Форуард. - Пренебрежение, эгоизм, несправедливость, предательство - все это чувствительные точки, на которые мы реагируем особенно остро. Часто довольно лишь намека. Этим приемом пользуются больные, которым стоит только заикнуться о своей беспомощности, чтобы другие удовлетворяли любой их каприз».

Как нейтрализовать манипулятора

Итак, вы заметили, что в разговоре ваш собеседник вас чем-то задел. Прислушайтесь к себе. Какие мысли приходят вам в голову? «Я эгоист, я неблагодарен, я оказался не на высоте, я ничего не стою…» Отвлекитесь от конкретной ситуации. Спросите себя: «Действительно ли я эгоистичен? Ведь я много сделал для нее в прошлом…» Или: «Правда ли я так плох? Вот вещи, которые говорят об обратном…» Обычная тактика манипулятора - ухватиться за конкретный факт и преподнести его как пример типичного поведения собеседника.

Определите свою долю ответственности: «Существует ли проблема, о которой он говорит, независимо от меня, или я имею к ней отношение?» Манипулятор стремится стереть границы и смешать собственные ожидания и ваши обязательства. Задайте себе вопрос: «До какой степени могу я удовлетворить его просьбу, не вредя своим интересам?» Как только вы установили для себя эти рамки, вы можете принять ясное решение. Ваше дальнейшее поведение сводится к двум стратегиям: контрманипуляция и конфронтация.

Научитесь парировать

Не пытайтесь оправдываться. Это лишь еще больше ослабит вашу позицию. «Наоборот, - предлагает Изабель Назаре-Ага, - держитесь невозмутимо, даже если вы в душе очень переживаете!» Спокойным тоном обозначьте свою позицию, используя фразы: «Это только твое мнение», «У меня другая точка зрения», «О вкусах не спорят!», «Да, я поступаю не так, как другие». Ваша цель - защитить себя, не реагируя на провокации собеседника.

Решитесь на конфронтацию

Речь идет о том, чтобы вынудить манипулятора открыть истинные намерения, говорить о своих собственных желаниях, а не об абстрактных ценностях и обязательствах. Помните, что в этом случае вы должны быть готовы пересмотреть принципы, на которых строятся ваши отношения с собеседником.

Чтобы противостоять манипуляции, нужно отказаться от идеального образа самого себя

Например: у вас жена и маленькие дети, и при этом вы увлекаетесь футболом, верховой ездой или теннисом. К сожалению, каждый раз, как вы собираетесь уделить время своему хобби, жена бросает вам упрек: «Ты меня оставляешь одну с детьми? Представь себя на моем месте!» «В этих претензиях заключена непрямая просьба, - отмечает Жак Саломе, автор книги «Не жить на планете Молчания».

Значит, нужно помочь другому высказать свои желания прямо: «Когда ты развлекаешься без меня, я чувствую себя брошенной, нелюбимой». Тогда вы сможете по-новому выстроить основы ваших взаимоотношений. «Должен ли я отказаться от своего увлечения, чтобы доказать свою любовь к тебе? Не является ли залогом взаимной любви счастье каждого?» После этого вы можете обсудить время, которое вы проводите вместе и по отдельности, распределение обязанностей и другие вещи».

Чтобы успешно противостоять манипуляции, нужно согласиться на роль «плохой девочки», «эгоистичного мужа», «неудобного коллеги»… То есть отказаться от идеального образа самого себя. Вы придете к этому, как только осознаете собственную ценность. Это действительно работает. Возможно, в глазах манипулятора вы не будете «милым» и «приятным», но, освободившись от давления внешних оценок, вы приобретете гораздо большее - свободу быть собой.

Психологическое манипулирование - управляющее воздействие на человека (адресата воздействия) и его психику со стороны управляющего субъекта (манипулятора), при котором (в большинстве случаев):

Истинные намерения инициатора скрываются от адресата воздействия;

Афишируется иная цель, достаточно привлекательная для адресата;

Манипулятор получает преимущество за счет своей жертвы (адресата).

Уловка-манипуляция в общении - прием, с помощью которого хотят облегчить общение для себя или затруднить его для оппонента.

Большой вклад в разработку теории уловок-манипуляций был внесен древнегреческим мыслителем Аристотелем, немецким философом Шопенгауэром, русским логиком С. Поварниным и другими исследователями (К. Павловой, П. Мицичем, Л. Аверьяновым, И. Мельником, А. Никифоровым).

Уловки-манипуляции

Выделяют три группы уловок-манипуляций (виды манипуляций): организационно-процедурные, логические, психологические. Рассмотрим подробно каждую из этих групп.

1. Организационно-процедурные уловки:

Могут быть использованы лишь организатором переговорного процесса или дискуссии;

Ориентированы на срыв обсуждения;

Приводят к умышленным столкновениям противоположных взглядов участников дискуссии с целью накалить атмосферу;

Направлены на сведение к заведомо неприемлемому для оппонента варианту обсуждения.

Выделяют следующие разновидности.

Формирование первичной установки - предоставление слова тем, чье мнение известно, авторитетно для окружающих и способно сформировать у них определенную установку на восприятие какой-либо идеи.

В этом случае срабатывает эффект «рамки», согласно которому направленность в начале обсуждения формирует в сознании окружающих необходимую установку на восприятие тех или иных положений обсуждаемой проблемы.

Предоставление материалов лишь накануне - предоставление участникам дискуссии рабочих материалов (проектов, контрактов, программ и т. п.), предназначенных для обсуждения, незадолго до его начала, когда физически затруднено ознакомление с этими материалами.



Недопущение повторного обсуждения - принятые решения жестко фиксируются и сознательно не допускается поступление новых, заслуживающих внимания данных, способных повлиять на выработку окончательного решения.

Накал атмосферы агрессорами спора - поочередное предоставление слова агрессивно настроенным оппонентам, допускающим взаимные оскорбления, которые лишь формально, для видимости, пресекаются, в результате атмосфера обсуждения накаляется до критической степени и на обращенный к участникам дискуссии вопрос: «Будем ли обсуждать дальше?», как правило, большинство склонно ответить: «Нет!»

Первоочередная преемственность в голосовании - вынесение на голосование предложений не в порядке поступления, а по степени их приемлемости для заинтересованной стороны с той целью, чтобы колеблющиеся могли быстрее «отдать свои голоса».

Приостановка обсуждения на желаемом варианте - прекращение обсуждения важной проблемы на выступлении, отражающем наиболее желательную позицию, так как идеи последнего выступления способны сформировать нужную психологическую установку на восприятие необходимой информации у окружающих.

Выборочная лояльность в соблюдении регламента - одних выступающих жестко ограничивают в регламенте, а других - нет, или одним прощают резкости в адрес оппонента, другим делают замечание.

Принятие решения псевдо-де-юре - на обсуждение специально приглашают лиц, не имеющих права голоса, и по ходу дискуссии спрашивают их мнение по поводу обсуждаемой проблемы, а затем, ориентируясь на мнение людей, не имеющих решающего голоса, принимают нужное решение.

Перерыв в обсуждении - объявить перерыв в обсуждении в момент, когда может быть выработано крайне неудобное и неприемлемое решение.

«Выпускание пара» на несущественных вопросах - вначале сознательно длительно обсуждают незначительные вопросы, а, когда многие устали от дискуссии или находятся под впечатлением какой-либо предыдущей словесно-эмоциональной перепалки, выносят на обсуждение тот вопрос, который хотят обсудить без усиленной критики.

«Случайный» некомплект документов - сознательно созданная ситуация, когда участникам обсуждения «как бы случайно» раздают неполный комплект документов, а затем выясняется, что кто-то, «к сожалению», не в курсе всей имеющейся информации.

Избыточное информирование - готовится очень много вопросов, которые сопоставить за короткое время оказывается физически невозможно.

Потеря документов - удается, если «как бы случайно» теряются рабочие документы, письма, обращения, записки и все, что может негативно повлиять на ход обсуждения.

Существуют и другие уловки организационно-процедурного характера: игнорирование поступивших предложений, неожиданная смена темы дискуссии и т. п.

2. Логические уловки построены на сознательных нарушениях законов и правил формальной логики или на умелом использовании их в своих целях.

Рассмотрим основные их них.

Неопределенность тезиса - нечеткая и неопределенная формулировка основного тезиса, что позволяет инициатору интерпретировать высказанную мысль по-разному. Данный прием основан на нарушении закона формальной логики - закона тождества.

Несоблюдение закона достаточного основания - это случай, когда доводы, суждения, аргументы верны, но недостаточны. Формально-логический закон достаточного основания можно сформулировать следующим образом: всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснована аргументами, а не только правильно построена по законам тождества, исключенного третьего и непротиворечия. Суть уловки состоит в нарушении таких правил аргументов, как достоверность, достаточность и непротиворечивость.

Порочный круг в доказательстве - призвана доказать мысль с помощью ее же самой, только сказанной другими словами (синонимами).

Причинно-следственный силлогизм - рассуждения строятся на логической ошибке, после чего временную связь между явлениями заменяют причинно-следственной.

Неполное опровержение - замысел уловки состоит в том, чтобы:

Из высказанной системы доводов оппонента выбрать наиболее уязвимый;

Разбить его в резкой форме;

Сделать вид, что остальные доводы даже внимания не заслуживают.

Практика показывает, что уловка проходит в тех случаях, когда приниженный оппонент либо, чтобы не выглядеть неловко, сам повторно не возвращается к теме, либо лишается возможности вернуться к ее обсуждению.

Неправомерные аналогии - использование в доказательстве аналогий, абсолютно несоразмерных с рассматриваемыми явлениями.

Пример можно взять из современной российской политики, когда демократию в России сравнивают с девушкой, а затем спрашивают: «Можно ли требовать слишком многого от девушки, когда она еще так молода?»

Очевидно, что в примере налицо неправомерность аналогий, поскольку процесс демократизации сравнивают с процессом развития женского организма.

3. Психологические уловки основаны на психологическом воздействии на собеседника с целью ввести его в состояние раздражения, сыграть на его чувствах самолюбия, стыда и других особенностей психики человека.

Раздражение оппонента - выведение его из состояния психического равновесия насмешками, обвинениями, упреками и другими способами до тех пор, пока собеседник не будет раздражен и не сделает при этом ошибочное, невыгодное для его позиции заявление.

Использование непонятных слов и терминов - удается, когда собеседник либо стесняется переспросить о чем-то, либо делает вид, что понял, о чем идет речь, и принял приводимые доводы. Данная уловка может, с одной стороны, вызвать впечатление значимости обсуждаемой проблемы, высокого уровня профессионализма и компетентности. С другой стороны, использование непонятных, «наукообразных» терминов может вызвать у оппонента противоположную реакцию в виде раздражения, отчуждения или ухода в психологическую защиту.

Ошарашивание темпом обсуждения - при общении используется быстрый темп речи, и воспринимающий доводы оппонент не в состоянии их «обработать».

Перевод спора в сферу домыслов - перевести спор в русло обвинения и заставить оппонента либо оправдываться, либо объяснять то, что не имеет никакого отношения к сути обсуждаемой проблемы. Примером уловки может служить высказывание типа «Вы говорите так потому, что этого требует ваше положение, а на самом деле думаете иначе».

Чтение мыслей на подозрение - используя вариант «чтения мыслей», отвести от себя всевозможные подозрения. В качестве примера можно привести суждение типа «Может, вы думаете, что я вас уговариваю? Так вы ошибаетесь!».

Отсылка к «высшим интересам» без их расшифровки - заключается в том, чтобы высказать мысль, содержащую намек на то, что если оппонент и дальше будет несговорчив в споре, то это может затронуть интересы тех, кого крайне нежелательно расстраивать либо выводить из состояния равновесия. Примером этой уловки обращение типа «Вы понимаете, на что покушаетесь, когда не соглашаетесь с приведенными доводами?»

Суждение типа «Это банально!» - главный замысел уловки в том, чтобы заставить оппонента реагировать на однозначность и бездоказательность оценки, в которой реально не содержится никаких доводов. Действительно, реакция оппонента на замечание типа «Это все глупости», «Это ерунда», «Это общеизвестно», «Это банально» вполне предсказуема. Услышав такую оценку, мало кто удержится от соблазна эмоционально доказывать, что это не так. Побудить к оправданию - в этом и заключается коварный замысел уловки.

Приучивание к какой-либо мысли - постепенно и целенаправленно приучить собеседника к какому-либо бездоказательному утверждению, а после неоднократного повторения, это утверждение объявляется очевидным.

Недосказанность с намеком на особые мотивы - продемонстрировать некую многозначительную недосказанность, намекнуть на то, что в данном случае можно сказать гораздо больше, но это не делается по каким-то особым мотивам (например, за недостатком времени).

Обвинение в утопичности идей - призвана заставить партнера оправдываться, искать доводы против высказанного обвинения в нереалистичности его идеи. Благодаря рассуждениям в защиту провозглашенных доводов и происходит уход от главной проблемы дискуссии. Все это, как и во многих других случаях, крайне выгодно инициатору уловки.

Лесть или комплимент - воздействуя на подсознание человека, способны ослабить критику в свой адрес, создать атмосферу признания человеческих достоинств.

Но если комплимент способен вызвать у собеседника приятные чувства, то лесть по своей природе может спровоцировать обратную реакцию.

«Как вы милы и очаровательны!» - гибкий и проницательный ум невольно услышит лесть, т. е. как бы прямолинейное, простое подчеркивание достоинств человека. Однако же в комплиментарном высказывании типа «Понятно, почему ваш муж всегда спешит домой» просматривается догадка, размышление о достоинствах женщины, пожалуй, и не только ее внешности.

Ложный стыд - заключается в использовании против оппонента ложного довода, который он способен «проглотить» без особых возражений. Обращения типа «Вам конечно же известно, что наука теперь установила...» или «Конечно же вы знаете, что недавно принято решение...», или «Вы, конечно же читали о...» приводят оппонента в состояние «ложного стыда», когда ему как бы стыдно во всеуслышание сказать о незнании тех вещей, о которых все говорят.

В этих случаях большинство людей, против которых используется данная уловка, кивают или делают вид, что вспоминают, о чем идет речь, тем самым признавая все эти порой и ложные доводы.

Ложный стыд с последующим упреком - принижение оппонента, унижением его достоинства и т. п. Примером уловки может служить высказывание: «Как, вы этого не читали?» или «Как, вы не знакомы с этими данными?» с последующим добавлением-упреком типа «Так о чем тогда с вами говорить?». Последующие действия инициатора уловки очевидны: он либо завершает дискуссию (что, собственно, и входит в его планы), либо продолжает умело уводить в сторону от обсуждения проблемы.

Принижение иронией - когда спор по каким-то причинам невыгоден, сорвать обсуждение проблемы, уйти от дискуссии можно с помощью принижения оппонента иронией типа «Извините, но вы говорите вещи, которые выше моего понимания». Тот, против которого направлена уловка, начинает испытывать чувство неудовлетворенности высказанным и, пытаясь смягчить свою позицию, допускает ошибки, но уже другого характера.

Демонстрация обиды - направлена на срыв спора, поскольку высказывание типа «Вы за кого нас, собственно, принимаете?» ясно демонстрирует партнеру, что противоположная сторона не может продолжить дискуссию, так как испытывает чувство явной неудовлетворенности, а главное - обиды за некоторые непродуманные действия со стороны оппонента.

Авторитетность заявления - повышает психологическую значимость приводимых собственных доводов, это эффективно удается сделать посредством свидетельствования типа «Я вам авторитетно заявляю». Такой оборот речи партнером обычно воспринимается как явный сигнал усиления значимости высказываемых доводов, а значит, и как решимость твердо отстаивать свою позицию в споре.

Откровенность заявления - акцент делается на особую доверительность общения, которую демонстрируют с помощью таких фраз, как, например: «Я вам сейчас прямо (откровенно, честно) скажу...». При этом создается впечатление, будто все, что говорилось раньше, было не в полной мере прямо, откровенно или честно. Как правило, такие обороты речи повышают внимание к тому, что будет сказано инициатором уловки, и впоследствии побуждают партнера ответить в том же ключе, т. е. так же откровенно, честно и прямо.

Двойная бухгалтерия - заключается в том, что одни и те же доводы и аргументы признаются убедительными, когда высказываются в защиту своей позиции, и крайне неприемлемыми, когда их высказывает оппонент. Этот прием соответствует известному принципу истинным (верным) считается все то, что соответствует собственным желаниям, взглядам, а все противоречащее им считается ложным и неверным.

Мнимая невнимательность - «забывают», а порой специально не замечают неудобные и опасные доводы оппонента. Не заметить то, что может навредить, - в этом и состоит замысел уловки.

Мнимое непонимание и недопонимание - в угоду своим интересам представить аргументацию партнера в искаженном виде. Достигается это такими приемами слушания, как «слушание-перефразирование» и «слушание-резюмирование».

Суть первого приема заключается в том, чтобы сформулировать мысли партнера своими словами, но уже сознательно искажая информацию, с использованием таких фраз, как: «Итак, вы полагаете...», «Другими словами, вы считаете...», «По вашему мнению...» и т. д.

Суть второго приема состоит в том, чтобы подать собеседнику сигнал, что вы уловили сообщение целиком, а не какую-то его часть (то, что было выгодно или хотелось услышать).

Другими словами, с помощью резюмирования, т. е. объединения мыслей партнера в единое смысловое поле, используя при этом фразы типа «Обобщая то, что вы сказали...», можно сознательно изменить смысл высказанных партнером идей и тем самым реализовать главный замысел уловки.

Лестные обороты речи - особенность этой уловки состоит в том, чтобы, «обсыпав оппонента сахаром лести», намекнуть ему, как много он может выиграть в случае согласия или, напротив, проиграть, если будет упорствовать в своем несогласии. Примером лестного оборота речи может служить высказывание: «Как человек умный, вы не можете не видеть, что...».

Практическая неприемлемость - высказывание о том, что все, о чем говорит партнер, хорошо лишь в теории, но неприемлемо на практике, заставит его экспромт-доводами доказывать обратное, что в конечном счете способно накалить атмосферу обсуждения и свести дискуссию к взаимным нападкам и обвинениям.

Опора на прошлое заявление - обратить внимание оппонента на его прошлое заявление, которое противоречит его рассуждению в данном споре, и потребовать объяснения по этому поводу. Подобные выяснения могут (если это выгодно) завести дискуссию в тупик или же дать информацию о характере изменившихся взглядов оппонента, что тоже немаловажно для инициатора уловки.

Навешивание ярлыков - вызвать ответную реакцию на высказанные упреки, обвинения или же оскорбления. Естественная человеческая реакция на обвинения типа «вы обманщик», «вы негодяй», «вы подлец» в том и состоит, чтобы ответить тем же, т. е. отреагировать репликой: «От такого же слышу», «Сам ты такой» и т. п. После обмена подобными «любезностями», естественно, говорить о каком-либо доверительном и конструктивном обсуждении уже не приходится.

Подмена истинности полезностью - убедить спорящего, что своим благополучием он обязан именно тому тезису, который оспаривает. Принудить оппонента к такому размышлению поможет высказывание типа «Неужели вы не задумывались, во что обойдется реализация вашей идеи?».

Лингвистическая косметика - одну и ту же идею выражают по-разному, придавая ей нужный оттенок. Данный прием может быть эффективно применен при использовании перефразирования и резюмирования.

Видимая поддержка - взяв слово у оппонента, начать приводить новые доводы и доказательства в защиту его тезиса. Эта помощь необходима лишь для видимости поддержки противника, ибо целью уловки является мнимая поддержка оппонента, направленная на то, чтобы успокоить его согласием, отвлечь внимание, а также ослабить его психологическое противоборство.

После того как противник потеряет бдительность и окружающие по достоинству оценят уровень осведомленности о проблеме со стороны его оппонента, инициатор уловки наносит мощный контрудар, известный у психологов как прием «Да, но...», который раскрывает недостатки выдвинутого оппонентом тезиса, демонстрирует его ущербность.

Таким образом, создается впечатление, что противоположная сторона знакома с доказываемым противником тезисом более основательно, чем он сам, и после тщательной проработки проблемы убедилась в несостоятельности данного тезиса и всей системы аргументации, приводимой оппонентом.

Сведение факта (аргумента) к личному мнению - обвинить партнера по общению, что приводимые им доводы в защиту своего тезиса не что иное, как личное мнение, которое, как и мнение любого другого человека, может быть ошибочным.

Обращение к собеседнику со словами: «То, что вы сейчас говорите, - это всего лишь ваше личное мнение» - будет невольно настраивать его на тональность возражений, порождать стремление оспорить высказанное мнение по поводу приведенных доводов.

Если собеседник поддается на данную уловку, предмет полемики вопреки его желанию и в угоду замыслу инициатора уловки смещается в сторону обсуждения совсем другой проблемы, где противник будет доказывать, что высказанные им доводы - это не только его личное мнение.

Практика подтверждает, что, если это произошло, значит, уловка удалась.

Селекция приемлемых аргументов - основана на осознанном подборе для доказательства какой-либо мысли односторонне направленной информации и оперирования в процессе ведения дискуссии или спора только этой информацией.

Насмешка над оппонентом - искажение смысла высказываний оппонента, преподносящее их как забавные и странные.

К примеру, замечание типа «Ваш коллега договорился до того, что...» заставляет воспринимающего по-особому реагировать на эту информацию.

Такое воздействие вводит собеседника в состояние далеко не конструктивного настроя при обсуждении проблемы, что, в свою очередь, может вызвать крайне негативную защитную реакцию в форме негодования, обвинения либо отказа от дискуссии.

Троянский конь - суть уловки состоит в следующем:

а) спорящий, используя уже известный метод «видимой поддержки», переходит на сторону противника в споре и начинает приводить дополнительные доводы в защиту тезиса своего оппонента;

б) будучи «принятым на стороне противника» (поскольку противоположной стороне лестно выслушивать выступления оппонентов в защиту собственной позиции), использующий уловку умело искажает основной тезис и доводы партнера до неузнаваемости;

в) затем он начинает это уже искаженное положение, не имеющее ничего общего с первоначальным, горячо защищать.

Метод бумеранга - эффективен после использования приема «видимой поддержки», но реализованного лишь наполовину.

Инициатор уловки отмечает положительные, позитивные стороны предложения (тезиса), которые высказывает его партнер.

Затем предлагает высказаться и собеседнику по поводу положительных сторон уже своего суждения. Противник обычно это делает без особого труда, поскольку только что воспринял хвалебные речи по поводу своего предложения.

Умело добившись подобных ответных действий со стороны оппонента, использующий уловку начинает успешно манипулировать только что приведенными доводами оппонента о преимуществах и положительных сторонах своего проекта.

Главное на этом завершающем этапе - это, во-первых, сохранить до конца обсуждения внимание партнера на том положительном, что он сам нашел в доводах своего противника; во-вторых, не дать возможности противоположной стороне повернуть дискуссию в русло обсуждения позитивных моментов своих идей и предложений.

Умалчивание - в соперничестве с деловым партнером гораздо легче бывает просто скрыть от него информацию, нежели оспаривать ее в полемике. Умение грамотно скрывать что-либо от своего оппонента является важнейшим слагаемым искусства дипломатии. В связи с этим отметим, что профессионализм полемиста как раз в том и состоит, чтобы искусно уходить от правды, не прибегая при этом ко лжи.

Полуправда - используется тогда, когда необходимо уйти от нежелательного поворота спора, когда нет достоверных аргументов, но надо непременно оспорить противника, когда необходимо вопреки здравому смыслу склонить кого-либо к определенному выводу.

Прием включает в себя:

Смешивание лжи и достоверной информации;

Одностороннее освещение фактов;

Неточную и расплывчатую формулировку обсуждаемых положений;

Искажение достоверного высказывания с помощью оценочных суждений и т. п.

Ложь - имеет цель скрыть реальное положение дел и донести до своего партнера ложную информацию, которая может быть представлена в виде фальшивых документов, ссылок на источники, на эксперименты, которых никогда никто не проводил, и т. п. В повседневном деловом общении каждый человек правдив ровно настолько, насколько он умен.

Метод кнута и пряника - замысел данной уловки проявляется в задаваемых оппоненту проблемно-риторических вопросах типа «Что вам лучше иметь: собственное мнение или все остальное?», «Что для вас более предпочтительно: возражать или не пострадать?».

Другими словами, угрожающий характер данной уловки заставляет противника сделать выбор: оставаться принципиальным, но при этом пострадать, или же принять условия, в общем-то неприемлемые, но зато обезопасить себя от угроз, шантажа, а порой и физического насилия.

Принуждение к строго однозначному ответу - потребовать от оппонента дать однозначный ответ: «Скажите прямо: да или нет», т. е. сознательно принудить его не к диалектическому ответу («и... и»), а к альтернативному («или... или»).

К этой уловке, прибегают в том случае, когда развернутый ответ оппонента крайне нежелателен.

«А что вы имеете против?» - чтобы не доказывать свой высказанный тезис, т. е. не приводить доводы и аргументы в его защиту, а предложить (даже потребовать) его опровергнуть: «А что, собственно, вы имеете против?»

Когда оппонент попадется на уловку, он начинает критиковать выдвинутое положение, и спор (как и было запланировано инициатором уловки) начинают вести уже относительно приведенных контрдоводов оппонента. Таким образом, использующий уловку сознательно уходит от доказательства собственного тезиса и концентрирует общее внимание на контрдоводах оппонента.

Многовопросье - в одном вопросе задать оппоненту не один, а несколько разных и мало совместимых друг с другом вопросов.

Или обвиняют в непонимании сути проблемы;

Или же обвиняют в том, что оппонент не полностью ответил на вопросы, ввел в заблуждение либо ушел от ответа.

Знание механизма различных уловок поможет деловому человеку при необходимости нейтрализовать их, не становясь объектом манипуляции .

Вверх