Как правильно анализировать киберспортивные матчи CS:GO. Роли и термины в CS:GO, которые нужно знать Топ лучших киберспортивных команд cs go


Мир киберспорта во всех дисциплинах начал быстро развиваться в связи огромного хайпа вокруг ставок на киберспортивные матчи. Это правда, ставки сейчас на пике актуальности, ведь совершенно любой человек может залить скин на команду, которая ему больше импонирует на множестве сайтов. Я занимаюсь аналитикой и прогнозами с 2015 года в сфере CS:GO и хочу поведать вам, как же правильно проводить самостоятельный анализ матчей CS:GO, все карты я раскрывать не буду, но подробно расскажу все основы.

Как правильно анализировать матчи.


Здесь самое интересное. Есть много факторов, которые надо учитывать при анализе. Я перечислю самые основные и базовые из них:
1. Анализ предыдущих результатов команд.
Здесь все легко. Переходим на любой сайт, где хранятся результаты матчей команд, к примеру, hltv.org или game-tournaments.com, находим нужный нам матч и смотрим, как команды играли ранее. Смотрим примерно 4-5 матчей, так как те, что были давно нас не интересуют.


2. Анализ личных встреч команд.
Опять же, переходим на те сайты, которые я привел выше, заходим на страницу матча и смотрим как команды играли между собой ранее. Эта информация показывает, как команды понимают друг друга, какой стиль игры имеет преимущество в данном матчапе и прочие полезные данные.


3. Анализ возможных карт.
Нам нужно примерно представить, какие карты команды могут выбрать и забанить, а потом просто сравнить винрейт и процент побед на картах, которые остались. На большинстве сайтов, такую статистику можно легко найти и сравнить.


4. Анализ подготовки и настроя команд.
Для этого находим Steam профиля игроков, смотрим количество их часов в CS:GO за последнее время. Далее переходим в социальные профиля игроков (например Twitter) и ищем инфу о готовности к матчу.


5. Самые распространенные ошибки.
Я хотел бы поведать вам о большинстве самых распространенных и основных ошибках в ставках или выборе матча:

Правильный выбор матча.


Бывает такая ситуация, когда вы видите огромное количество матчей и теряетесь, ведь не знаете куда поставить. Это распространенная ошибка любого человека и он гонится за тем, что бы успеть поставить на все матчи. Совершенно не верный подход, среди 10 матчей надо найти тот единственный, который легко поддается анализ и принесет вам больше всего выгоды.

Гонка за выгодой.


Очень много людей при выигрыше одной ставки бегут сразу ставить на следующий матч, который начнется через 5 минут ничего не проанализировав. Это еще одна распространенная ошибка, которая не дает людям выйти на профит на дистанции, за пару дней они проигрывают свой банк из-за спешки и гонки за выгодой. После того, как вы выиграли ставку, вы должны трезво анализировать следующий матч, куда вы будете ставить.

Маленький коэффициент - легкий матч.


Когда человек видит коэффициент 1.1 или 1.05, он думает, что у команды фаворита нет шансов на проигрыш. Это совершенно не так, любая ставка может как выиграть, так и проиграть . Бывает такое, что у команды-фаворита замена на слабого игрока и это приносит победу "андердогу." (команде аутсайдеру) Всегда думайте, когда ставите на такие коэффициенты.

В истории российского киберспорта много громких имён. Сегодня мы решили познакомить вас с хедлайнерами российского Counter-Strike 1.6. Часть игроков, о которых пойдёт речь, продолжают выступать, другие находятся на заслуженном отдыхе.

5. Михаил «Dosia» Столяров

Открывает пятёрку легендарных российских киберспортсменов эпохи Counter-Strike 1.6 действующий игрок Gambit Gaming - Михаил «Dosia» Столяров. Уроженец Уфы долгое время выступал в составе местной команды tp.uSports, которая на тот момент считалась одним из лучших региональных коллективов.

Всеобщая известность к Михаилу пришла после того, как в 2009 году команда выиграла национальные отборочные WCG и отправилась в Китай на чемпионат мира. С тех пор он прочно занял место одного из сильнейших игроков в России. Не растерял свой авторитет игрок и с переходом в CS:GO. В 2013 году авторитетный портал HLTV.org поставил Столярова на 4-ю строчку своего годового рейтинга.

4. Роман «ROMjKE» Макаров

Товарищ Столярова по золотому составу команды Moscow Five - Роман Макаров - свою профессиональную карьеру начал в 2006 году, когда в составе санкт-петербургской организации Islanders сумел занять второе место на ASUS Spring 2006.

За свою достаточно продолжительную карьеру Макаров успел поиграть, пожалуй, под всеми известными командными тегами: forZe, Virtus.pro, UNiTED и M5. В отличие от многих своих коллег по цеху, Роман не приостанавливал карьеру на протяжении почти шести лет и всегда оставался в когорте сильнейших российских игроков, однако с переходом основных турниров на принял решение уйти из киберспорта в 2012 году.

3. Иван «Xenitron» Тоцкий

Один из самых возрастных игроков отечественной киберсцены в Counter-Strike. Начав профессионально играть ещё в начале нулевых, он стал одним из лидеров команды forZe, которая конкурировала на внутренней арене с легендарной пятёркой M19, победившей на WCG 2002.

Ивана отличала выдающийся набор умений и фирменное хладнокровие даже в самых напряжённых игровых моментах. Помимо forZe Ивану удалось поиграть в таких командах, как Begrip, EYESports и Virtus.pro.

2. Дмитрий «Hooch» Богданов

Дмитрий «Hooch» Богданов свою карьеру начал в середине нулевых и стал игроком, который известен не только любителям CS со стажем, но и совсем молодым фанатам киберспорта. В составе микс-команды HiGhTime он сумел выиграть первое место на ASUS Open Summer 2005, а уже через месяц оказался в составе сильнейшего на тот момент коллектива страны - Virtus.pro.

Помимо выступления за несколько известных команд - Begrip, A-Gaming, UNiTED и других - Богданов был бессменным капитаном сборной России на многих соревнованиях. Под его руководством в 2008 году национальная команда взяла серебро на ClanBase NationsCup XI, уступив в финале Германии.

В CS:GO Дмитрий выступал в составе команд Virtus.pro, Gambit Gaming, а на данный момент защищает цвета команды Rush3D, продолжая работать со сборной на международных турнирах.

1. Алексей «LeX» Колесников

Главным же игроком, олицетворяющим российский Counter-Strike, по нашему мнению, является легендарный Алексей «LeX» Колесников. Переехав в Москву из Ставрополя, он смог проявить себя и оказаться в «команде мечты» Virtus.pro.

Именно с этим тегом связаны успехи отечественного киберспорта середины нулевых, в том числе бронза на ESWC 2003 и победа на ACON5. В конце нулевых Алексей из-за проблем со здоровьем приостановил свою карьеру, однако через некоторое время вернулся в качестве управляющего менеджера команды Virtus.pro.

На данный момент Алексей участвует в нескольких киберспортивных проектах, однако широким массам киберспортивных фанов он до сих пор известен именно как выдающийся игрок.

Киберспорт цветёт и пахнет, а в разряд киберспортивных дисциплин попадает все больше популярных проектов самых разных жанров и направлений. В этой статье мы собрали топ киберспортивных игр на ПК. Если вы хотите посвятить себя и своё время спорту будущего, то читайте этот материал и выбирайте лучшую на ваш взгляд игру.

21. Playerunknown’s Battlegrounds

До киберспортивной популярности Dota 2 и League of Legends Playerunknown’s Battlegrounds ещё далеко, но игра сделала первые шаги в этом направлении еще в мае 2017 года. Тогда студия Bluehole и создатель игры Брендан Грин провели первый благотворительный чемпионат по PUBG, который собрал 128 известных стримеров. Более крупный турнир по игре с призовым фондом 350 тысяч долларов провели уже в августе 2017 года в рамках выставки GamesCom. Свои составы по Playerunknown’s Battlegrounds имеют известные киберспортивные команды Team Spirit, Team SoloMid, Luminosity Gaming, М19, Cloud 9 и Team Liquid.

Среди явных преимуществ Playerunknown’s Battlegrounds для киберспорта выделяются низкий порог вхождения, отсутствие проблем с балансом, разнообразие тактик и возможных ситуаций, равные условия для победы у всех геймеров.

Киберспортивные соревнования по Tom Clancy’s Rainbow Six Siege начались в 2016 году с открытия турнирной платформы ESL. С тех пор каждый год проходят три сезона Pro League, где собираются команды со всего мира. Призовой фонд первого из них составлял 50 тысяч долларов США. Сейчас сумма призовых выплат увеличилась до 167 тысяч. А в феврале этого года прошел первый мировой чемпионат Six Invitational 2018, где разыграли уже 500 тысяч долларов США.

Сильные команды по Tom Clancy’s Rainbow Six Siege есть у команд PENTA Sports, Team Vitality, ENCE, Millenium, Flipsid3 Tactics и Team Orbit. Геймеры из СНГ никаких значимых достижений в этой дисциплине пока не показали. Самым сильным составом считается команда Room Factory.

Project CARS - лидер киберспортивных гоночных соревнований. В рамках проекта запущены множество местных лиг, масштабные чемпионаты на игровых выставках (Gamescom, Paris Games Week и EGX) и ежемесячные финалы на турнирах серии ESL. Не стоит забывать и про эпичные сражения на Intel Extreme Masters, Dreamhack и Red Bull 5G.

Молодой мультяшный шутер Paladins от студии Hi-Rez ринулся в киберспорт сразу же после официального выхода в 2016 году. Международные турниры по этой дисциплине проходили на фестивалях DreamHack и захватили все континенты. Сначала призовой фонд турниров составлял 100 тысяч долларов США, но в 2017 году, с запуском Paladins Global Series, его увеличили до 350 тысяч долларов.

С лета прошлого года Hi-Rez Studios сотрудничает с киберспортивной ассоциацией WESA. Сразу же после этого по всему миру открылись лиги Paladins, а свои составы по этой игре собрали Fnatic, G2 Esports, SK Gaming, Natus Vincere и Virtus. pro. В январе 2018 года, в рамках выставки Hi-Rez Expo, прошел первый Чемпионат Мира Paladins World Championship. Его победителями стала команда NaVi. Они забрали 80 тысяч долларов из общего призового фонда в 200 тысяч долларов.

Шутер начал свой путь в киберспорте еще в 2015 году. Тогда-то прошел первый турнир Warface Open Cup: Весна 2015. Его призовой фонд составил 1,5 млн рублей. Для сравнения последний февральский Warface Open Cup: Season XII 2018 года разыграл между участниками 3 млн рублей. Команда чемпионов AG забрала себе 1,2 млн рублей. Серебряные призеры, команда ArenaStars, получила 600 тысяч рублей.

Начиная с весеннего Warface Open Cup, турниры проводятся регулярно и собирают участников со всего мира. Сильными командами по Warface считаются участники стран СНГ AG, Sluper, ArenaStars и Youngstars. Из Европы выделяются Asteria и Exception, США достойно представляет команда XIII, а в Южной Америке сильнейшим считается бразильский коллектив Black Dragons.

15. Halo 5: Guardians

Турниры по Halo начались еще с первых частей серии, но к серьезной киберспортивной дисциплине можно зачислить только Halo 5: Guardians и связанные с ней чемпионаты мира. Призовой фонд Halo World Championship 2016 составил 2,5 млн. Чемпионат мира 2017 года разыграл между командами 1 млн долларов, а помимо него проходят еще много региональных турниров в США и Европе. Там команды борются за более скромные деньги. Минимум таких турниров 15 тысяч долларов. Максимум - 200 тысяч. И все же какие бы суммы не разыгрывали создатели игры, дальше Северной Америки и части Европы этому проекту скорее всего не выползти.

Действующие чемпионы Halo 5: Guardians — американская команда OpTic Gaming. Сильные составы есть у известных киберспортивных организаций из США. Среди них Splyce, Team EnVyUs, Team Liquid, Evil Geniuses и Luminosity Gaming. Стоит отметить, что игра (а соответственно, и турниры по ней) доступна только на консоли Xbox One.

Популярный файтинг Mortal Kombat X изначально затачивался под киберспорт, о чем было известно еще до его выхода. Сразу же после релиза Mortal Kombat X ESL анонсировала собственный турнир по игре. Он вошел в список дисциплин ESL Pro League и называется ESL Mortal Kombat X Pro League. Среди участников числятся жители Северной Америки, Европы и СНГ. Первый лан-финал разыграл 50 000 долларов США, а призовой фонд третьего сезона ESL Mortal Kombat X Pro League составил уже 500 тысяч долларов. Одним из лучших игроков Mortal Kombat X считается американец cR SonicFox.

13. SMITE

Переосмысленный мультиплеерный шутер Quake Champions от легендарной студии id Software начал свой путь в киберспорт еще на стадии бета-тестов. Первый турнир 125 FPS Sunday Cup прошел уже в июне 2017 года. В это время Quake Champions два месяца как находился в открытом бета-тесте. Победителем первого чемпионата стал белорус Алексей Cypher Янушевский.

А уже в августе того же года, на выставке QuakeCon 2017 состоялся первый Чемпионат Мира Quake World Championship 2017. Призовой фонд соревнования составил 1 млн долларов. Победителем стал еще один геймер из Белоруссии Никита «clawz» Марчинский. Он увез домой 100 тысяч долларов США. Есть еще командные противостояние. Большинство действующих игроков Quake Champions играют за известные киберспортивные команды. Свои составы уже есть у TeamLiquid, Natus Vincere и Virtus. pro.

Любительские и полупрофессиональные чемпионаты по Team Fortress 2 проходят с 2008 года. И только в 2016 году Valve добавила долгожданную поддержку соревновательного режима. За эти семь лет любители проекта собирали команды и лиги, а также проводили онлайн и оффлайн турниры. Самыми популярными лигами стали UGC и ETF2L, а также ESEA. Кроме лиг в Team Fortress 2 есть специальные сервисы, которые позволяют геймерам собирать команды и играть против геймеров своего уровня.

8. FIFA

В рулит официальная киберспортивная лига Wargaming. net League. Ее поддерживает и спонсирует сама компания Wargaming. Лига объединила региональные чемпионаты World of Tanks в единую киберспортивную организацию. Первый ЧМ среди клубных команд игры World of Tanks в рамках Wargaming. net League прошел в 2014 году. Призовой фонд каждого чемпионата составляет 300 тысяч долларов США. С тех пор ЧМ проходят регулярно, а победителем последнего Гранд-финала стала украинская команда TORNADO ENERGY.

6. Heroes of the Storm

Молодая MOBA компании Blizzard Heroes of the Storm в киберспорте почти сразу со своего выхода, то есть с 2016 года. Масштабы тут меньше, а награды значительно ниже, чем у League of Legends и Dota 2. В 2016 году прошел первый чемпионат мира Heroes of the Storm Global Championship 2016 с призовым фондом 500 тысяч долларов США. С 2017 года в Heroes of the Storm ввели систему лиг, лучшие команды с них приезжают на ЧМ, а помимо этого получают по 100 тысяч долларов США.

Blizzard и GosuGamers также запустили турниры открытого дивизиона. Тут кроме денег призами выступают рейтинговые очки. Кроме того, лучшие составы дивизиона сражаются с самыми слабыми командами официальной премьер-лиги Heroes of the Storm и иногда отбивают у них места на следующий сезон.

5. StarCraft II

Экшен-шутер Overwatch пошел в киберспорт сразу же после релиза. Первыми появились лиги в Азии (APEX, OPS и OPC). Призовой фонд подобных региональных турниров сразу же составил 300 тысяч долларов США. Дальше чемпионаты по Overwatch добрались до Америки и Европы. Тут это вылилось в турниры Major League Gaming, DreamHack, и Intel Extreme Masters. Правда тут призы уже поменьше и редко превышают 100 тысяч.

В 2016 году прошел первый чемпионат мира по Overwatch - Overwatch World Cup 2016. Судя по нему, нагибаторами в Overwatch стала Южная Корея. В 2017 году Blizzard запустила официальную лигу Overwatch League, куда войдут 14 команд. Общий призовой фонд лиги составил 3,5 млн долларов. Правда, чтобы принять участие в официальном чемпионате, киберспортивная команда должна купить себе постоянное место. В зависимости от региона его стоимость достигает 20 млн долларов. Это отпугнуло часть профессиональных команд и все же почти все места заняты. Среди известных команд свои составы в Overwatch League есть у Cloud9, Immortals, Team EnVyUs, Lunatic-Hai, NRG eSports и Misfits.

3. League of Legends

MOBA League of Legends, детище студии Riot Games, считается самой популярной киберспортивной дисциплиной в мире. Количество геймеров, которых тут называют «призывателями» уже давно перевалило за 100 млн человек. Но по деньгам, которые можно заработать на чемпионатах и лигах, проект значительно уступает Dota 2.

Помимо официального ЧМ по League of Legends - League of Legends World Championship, который проходит ежегодно с 2011 года, тут есть Континентальная лига, где отбираются участники на ЧМ. Призовой фонд первого Чемпионата мира составил 100 тысяч долларов США. В 2017 году он достиг 4,6 млн. В сравнении с The International по Dota 2 это гроши, но если учесть другие киберспортивные игры, то это большие деньги.

2. Counter-Strike: Global Offensive

Counter-Strike: Global Offensive - одна из самых популярных киберспортивных игр. Благодаря своей давней истории и прошлым играм серии, CS: GO привлекает не только школьников и студентов, но и геймеров под 30 и старше.

По Counter-Strike: Global Offensive проходит много турниров, лиг и чемпионатов. Главным из них считается World Electronic Sports Games. В 2017 году его призовой фонд составил 1,5 млн долларов США. Кроме него из крупных чемпионатов выделяются Intel Extreme Masters World Championship, где разыгрывают полмиллиона долларов. Не стоит забывать о европейской киберспортивной лиге Electronic Sports League, SL i-League StarSeries, ELEAGUE Major и десятках мелких спонсорских лиг.

В CS: GO часто рулят команды из стран СНГ. В фаворитах украинская Natus Vincere и российская Virtus.pro. Последний ЧМ взяли шведы из команды fnatic. Они получили 800 тысяч долларов. В 2017 году российская сборная Russian Forces выиграла WESG 2017 среди женщин.

У Dota 2 не самое большое игровое комьюнити, зато самые крупный призы за Чемпионат мира. Первый мировой турнир по Dota 2 провели в 2011 году. Чемпионом The International 2011 стал легендарный состав украинской команды NAVI. Призовой фонд того чемпионата составил 1,6 млн долларов. Тогда и сейчас ЧМ по Dota 2 разыгрывают самые большие деньги во всем киберспорте, а сумма призов растет бешеными темпами. Так, призовой фонд The International 2017 составил 23 миллиона долларов США. Команда-победитель, в 2017 году это была Team Liquid, увезла домой впечатляющие 10,8 млн долларов США. Серебряный призер, состав Newbee, забрал 3,9 млн долларов. Эта сумма в разы превышает деньги, которые зарабатывают победители других киберспортивных игр за год, а то и пару лет.

Одна из самых доступных игр для обывателя. При этом баланс в ней меняется не так часто, как в League of Legends или Dota 2. На некоторых картах играют так долго, что участники знают все возможные тактики и стратегические ходы наперед. Но командам всё равно удаётся придумать что-то новое, подстроиться под соперника и навязать свой темп. Лучшие всегда умеют удивлять. Аналитик студии StarLadder Александр Петрик объяснил «Чемпионату», как выстраивается игра и на что зрителям следует обращать внимание при просмотре матчей.

Роли в игре

Ещё со времён Counter-Strike 1.6 ничего в этом плане не меняется. Роли отличаются в зависимости от стороны. У спецназовцев (CT) выделяют следующие:

«Опорники». Обычно на карте их 2. Каждый железно прикреплен к своей точке, где должны устанавливать бомбу (на игровом жаргоне «плент»). Уходит с него в последнюю очередь (только если на противоположном «пленте» спалился игрок с бомбой). Его задача - сдерживать выход соперника, вовремя дать информацию о выходе на «плент», сделать как можно больше фрагов (убить как можно больше противников) либо дождаться подмоги. Ценятся опорники, способные во время выхода противника размениваться в плюс (т.е. либо дать два фрага и умереть, либо дать фраг и выжить). Характерные представители: Эпитасио TACO де Мело (SK), Егор flamie Васильев (NaVi), Бектияр fitch Бахытов (Gambit).

«Хелпующие» (саппорты). Они действуют в связке с опорниками/снайперами/другими игроками, пытаясь с минимальным риском для жизни помочь сделать фраги. Чаще всего на этой роли действуют капитаны. Откидывать флешки (световые гранаты), выходить на размен, аккуратно собирать информацию - это про них. Яркие представители: Андрей Blad3 Городенский (Flipsid3), Фатих gob b Дейк, Никола LEGIJA Нинич (BiG), Лукас glaive Россандэр (Astralis).

«Снайперы». Тут всё понятно: действуют со снайперской винтовкой, закрывают ключевые части карты (центр на de_mirage, улицу на de_nuke, «зелень» на de_train). Активные снайперы могут часто менять позиции и всегда действуют агрессивно (Габриэль FalleN Толедо, например), а есть стоячий тип снайперов, редко позволяющий себе отчаянную агрессию (Николай device Ридтц и Тайлер skadoodle Лэтхем).

В комбинировании этих трёх ролей, игровых стилей и заготовок и заключается смысл игры.

За террористов ролей побольше:

«Энтри-фраггер» (открывающий, энтри) - тип игрока, постоянно действующий агрессивно, первый выходящий на перестрелки. Ему важна координация с «хелпующими», потому что без грамотных флешек и другого взаимодействия «энтри-фраггер» чаще будет «энтри-фрагом». Примеры: Дан apEX Мадесклер (G2), Фернандо fer Альваренга (SK).

«Люркер» - полная противоположность «энтри-фраггера». Во время массовых выходов его команды на какой-то из «плентов» он действует бесшумно в другой части карты, охотится на перетягивающихся игроков защиты, ловит момент для того, чтобы зайти в спину не ожидающему его противнику. Это целое искусство, особенно когда твой противник знает, что ты зайдешь в спину, а ты знаешь, что твой противник знает. До 2015-го одним из лучших люркеров в мире считался Кристофер GeT_RiGhT Алесунд, но потом он перестал так играть. Примеры сегодня: Винсен Happy Шопенгауэр (EnVyUs), Финн karrigan Андерсен (FaZe).

«Снайпер» действует со снайперской винтовкой намного реже, чем за CT-сторону, нацелен чаще всего на быстрые агрессивные выпады в первые секунды раунда, а в момент выходов чаще прикрывает «рифлеров» (тот, кто отыгрывает только со штурмовыми винтовками/автоматами) из дальних позиций и обезвреживает снайперов противника. Примеры: Александр s1mple Костылев, Ладислав GuardiaN, Рустем mou Телепов, Николай device Ридтц.

«Капитан» (IGL, координатор, «коллер») - важнейший человек: направляет команду, поддерживает дух и дисциплину, принимает решения. Без него начинается паника. Примеры: Даниил Zeus Тесленко (NaVi), Андрей Blad3 Городенский (Flipsid3), Маттиас MSL Лауридсен (North).

«Саппорт» («хелпующий») - та же роль, что и у аналогичного игрока за CT. Кидает гранаты, выходит на размен, действует чаще всего в связке с другими игроками. Яркие представители: Рикардо boltz Прасс (SK), Андреас xyp9x Хойслет (Astralis), Михаил Dosia Столяров (Gambit).

Важные статистические данные

ADR (средний урон за раунд) - у снайперов всегда маленький, но этот показатель позволяет оценить качество работы «рифлеров». Даже если у игрока мало фрагов, он может часто вносить большой вклад, нанося урон с гранат, прострелов. Просто может быть, что у игрока «воруют» фраги (бывает же, что по цели стреляет сразу несколько игроков, фраг же дают только одному).

Всевозможная статистика по «энтри-фрагам»: общее количество, среднее количество, процент эффективности (чаще делает фраг или умирает первым), процент агрессивности (как часто ввязывается в первые перестрелки) - все это позволяет оценить работу «энтри-фраггеров».

«Клатчи» (количество выигранных, процент выигранных). Психологически устойчивый и умный игрок, способный сохранять холодный рассудок в критические моменты и брать ситуации 1vsX - ценнейший кадр. У кого-то это получается лучше (например, Андреас xyp9x Хойслет и Финн karrigan Андерсен хороши в этом).

«Флеш ассисты» - новый статистический показатель, позволяющий оценивать частоту фрагов, сделанных кем-либо из тиммейтов игрока, бросающего флешки. Хорошую статистику «флеш ассистов» будут иметь качественные саппорты, дающие много своевременных световых гранат, под которые уже работают «фраггеры». Яркие примеры: Фатих gob b Дейк, Никола LEGIJA Нинич и Андрей Blad3 Городенский. Это олдскулы, которые берут не своей стрельбой и реакцией, а хитростями и опытом.

Возможные расстановки на карте

Со стороны атаки и защиты всегда существует понятие «дефолт», то есть стандартная расстановка, которую коллектив показывает каждый раунд, когда капитан не дал других указаний.

«Дефолт» за CT (у большинства команд выглядит так):

Cache, Dust2, Mirage: По одному опорнику на каждый из плентов. По одному «хелпующему» на каждый из плентов. Плюс игрок (чаще всего снайпер) в центре карты.

Train, Inferno: опорник + «хелпующий» на точке B, снайпер + 2 комбинирующих между собой «рифлера» на А.

Overpass: «хелпующий» + снайпер на А, опорник + 2 «хелпующих» на B.

Nuke: снайпер на улице, опорник на рампе, два комбинирующих между собой «рифлера» на А + «хелпующий», который мечется между рампой и точкой А.

Cbble: опорник либо снайпер + «хелпующий» на А, опорник + «хелпующий» на B и опорник в «дропруме»ю

«Дефолт» за террористов заключается в получении контроля над как можно большим участком карты, при этом без агрессивных маневров. Про-командами используется реже, больше применимо для миксов. У команд есть изначальная задача на раунд, которая выполняется с первых секунд. Однако игроки все равно чаще всего распределятся из раунда в раунд по одним и тем же позициям с целью сбора информации и поиска первых фрагов, контроля поджимов со стороны CT.

Стили у профессиональных команд в CS:GO

Я бы выделил несколько стилей. Сильная команда никогда не придерживается одного стиля, иначе к ней быстро привыкнут.

«Свободный стиль»

Команда не играет заранее подготовленными раундами, а опирается на свое мастерство в микромоментах (стрельбе, движениях, таймингах, игре в связках) и поиск «энтри-фраггов». Решения принимаются по ходу раунда в зависимости от ситуации на карте. К такой команде нереально подготовиться, но если найти к ней подход, то такой коллектив, скорее всего, будет загнан в тупик. Большое значение имеет индивидуальное мастерство каждого игрока, так как без инициативных и эффективных игровых решений такая команда будет нерезультативна. Примеры: Fnatic, FaZe Clan, G2 Esports, Cloud9.

«Строгий стиль»

Очень медленная игра. Предварительно команда собирает информацию, выманивает у соперника гранаты. Команда имеет заранее подготовленный план на каждый раунд, на тренировках отрабатывает раскидки. Каждый игрок в таких раундах заранее знает свою задачу, вплоть до того, какой угол он будет проверять, а какой нет. Если стратегии хороши, то такие команды могут обыграть любого. Но если что-то идет не так, то отсутствие огневой мощи и сильных индивидуалистов приведет к тому, что большинство команд будет праздновать над ними легкие победы (Flipsid3, BiG, VP). Но в CS 1.6 все так и играли.

Остальные команды стараются комбинировать эти два стиля. Есть такие коллективы, которые любят играть пошагово. У них нет четкого плана, где они будут ставить бомбу, но их действия спланированы и направлены на пошаговое занимание карты, выдавливание противника из агрессивных позиций. Этот стиль вроде как и свободный, но при этом медленный, вязкий и неагрессивный. Так играют Astralis, NaVi, North.

Видео можно посмотреть на YouTube-канале YouWrong.

Есть такие команды, которые имеют заготовки как медленных, так и быстрых раундов. Они комбинируют быстрый и медленный стиль, и никогда не знаешь, чего от них ожидать. Самый яркий представитель - SK Gaming, отчасти к этому же стилю можно отнести и Gambit.

Тренеры и их влияние на игру

Со стороны зрителя тяжело оценить работу, которую проводят тренеры, так как их нет на сервере, они не делают фраги, они не могут говорить во время раундов. Однако сами игроки некоторых команд утверждают, что тренеры им действительно очень сильно помогают.

Я лично для себя выделяю три типа тренеров:

Тренер-физрук - человек, который отвечает за дисциплину, формирование расписания тренировок, соблюдение режима питания, решение конфликтов и минимально помогает с исправлением ошибок в игре. Такие тренеры чаще всего у молодых команд, им не нужно сильно разбираться в игре, чтобы выполнять свою функцию, поэтому на эту роль часто берут «старичков» из CS 1.6, которые, возможно, даже не играли в CS:GO. Например, экс-тренер pro100 Иван F1N Кочугов, экс-наставник (а может и нынешний) QB Fire Алексей NooK Козловский (из M19, выигрывавших в 2002). Среди топ-команд, наверное, таким можно назвать и Михаила Kane Благина из Na’Vi (игроки Gambit не самым лестным образом отзывались о знаниях «Кейна» про CS:GO, однако Zeus всегда уважает его мнение, хоть он и не имеет большого опыта в CS:GO).

Тренеры-аналитики. Они акцентируют свое внимание на разработке новых стратегий, поиске фишек, анализу ошибок, разбору будущих соперников и т.д… Яркие примеры: Андрей Andi Прохоров, Дэнни zonic Соренсен, Луиз peacemaker Тадеу, Сергей LMBT Бежанов, Роберт RobbaN Дальстрём.

Тренеры на опыте. Чаще всего это бывшие профессиональные игроки в CS:GO, которые завершили карьеру, однако обладают большим объемом знаний и в ключевой момент могут предложить интересное решение, подсказать раунд, указать на ошибку. Их мнение ценится, так как они смотрят на все со стороны и видят полную картину происходящего. Представители: Эдуард SmithZz Дюбордо, Вилтон zews Прадо, Якуб kuben Гурчиньски, Джимми Jumpy Берндтшон.

Существуют тренеры, которые могут «поставить» игру. Самый яркий из них - Вилтон zews Прадо. Он дважды стал чемпионом мейджора с SK/Luminosity, затем успешно применил свой опыт, чтобы помочь со становлением второй бразильской топ-команды Immortals, а потом еще и Team Liquid.

Думаю, многие тренеры способны если не полностью изменить игру любой команде, то как минимум своим видением и опытом чему-то научить игроков, помочь им исправить ошибки и т.д.

Капитаны

Внутриигровые лидеры, они же капитаны - ключевая роль в команде. Он должен думать за всех, должен представлять себе монитор каждого из тиммейтов и вовремя и правильно координировать их действия, чтобы максимально эффективно и слаженно действовать.

Не думаю, что капитан - проводник тренерских идей. Даже наоборот: во многих командах тренеры и капитаны конфликтуют, особенно если у них разное видение игры. Идеальная модель - это когда тренер дополняет и улучшает стиль игры и манеру координирования, выбранную капитаном, а значит удобную ему. Так это работает в связке Zeus + Kane, где Kane приходит на помощь в случае отсутствия идей у Тесленко.

Тренер на большинстве турниров может разговаривать только во время тайм-аутов, а значит способен лишь подбросить какую-то идею, указать на слабое место противника, на повторяющуюся собственную ошибку или даже сказать, какой нужно сыграть раунд. Все остальное время командой руководит капитан. При этом ему нужно еще и самому не забывать попадать врагу по головам, поэтому эта роль и считается самой сложной в игре.

Три команды, за которыми стоит следить зрителям на ESL

На грядущих финалах EPL есть команды абсолютно разной структуры и стилей.

Если хотите посмотреть за уникальным игровым стилем, который построил один из лучших капитанов в истории CS Габриэль FalleN Толедо, то следите за игрой SK. Характерные особенности: очень агрессивная манера защиты, много атакующих маневров от Толедо и особенно fer сочетаются с «сидячим» и надежным стилем игры TACO. Как вся эта «машина» работает на Марсело coldzera Давида, как хорошо он справляется с ролью главной звезды команды и какие заранее расписанные раунды готов показать FalleN, если что-то пойдет не так - все это можно подсмотреть у SK.

А вот, например, Fnatic и FaZe исповедуют свободную манеру игры, завязанную на индивидуальных маневрах игроков. Fnatic уже давно не выезжают только на этом, поэтому наверняка к финальной части ESL Pro League прокачали свой игровой стиль. У FaZe все не так плохо, но для реализации своих планов им тоже нужно иметь в запасе готовые решения на все непредвиденные ситуации. Если любите зрелищную игру с кучей красивых моментов, но простыми тактиками - следите за этими командами.

А если ваша душа хочет суровых раскидок, предварительного анализа до мелочей и продуманного заранее каждого шага, то единственная команда, исповедующая медленный стиль игры, да еще и часто играющая в анти-CS (т.е. не старающаяся навязать противнику свой темп, а подстраивающаяся и читающая действия оппонента) - то это только Misfits. Легендарный американец Шон seangares Гейрс стал первым капитаном, кто смог привести команду из Северной Америки к большим победам над командами из Европы. И добился он этого как раз-таки благодаря тщательному изучению соперников. Он уже давно не добивался больших побед, да и Misfits вряд ли смогут таким стилем игры добиться успехов в 2017, но посмотреть за очередной попыткой Шона Гейрса будет как минимум занимательно.

Кто те люди, что ищут таланты, создают лучшие команды в стране и поддерживают игроков в тяжёлые моменты.

В закладки

Менеджер Virtus.pro Роман Дворянкин (в костюме) с киберспортсменами Владимиром Миненко (слева) и Сергеем Ревином. Фото из личного твиттера

В декабре 2017 года в Высшей школе экономики начался курс обучения менеджеров по киберспорту совместно с Федерацией компьютерного спорта России. Курс продлится до середины июня 2018 года - по задумке проекта, участники получат основные знания для управления и руководства киберспортивными клубами.

Проект стал следствием роста популярности индустрии, которая ещё 10 лет назад создавалась в стране редкими энтузиастами. Они искали средства на существование своих небольших организаций, решали психологические проблемы игроков и пробивались на международные турниры. Времена изменились, но система устоялась - как и классические спортивные команды, киберспортивные организации не могут существовать без менеджеров.

TJ поговорил с представителями киберспортивных организаций СНГ и узнал, насколько сложна работа менеджеров, приносит ли она стабильный доход и как научиться этому делу.

Хобби, переросшее в работу

У спортивного директора российской организации Team Empire Александра Соломонова два высших образования - экономическое и техническое, и уже больше 15 лет он занимается киберспортом (у него есть и другой бизнес, но раскрывать его детали он отказался). В 2003 году, когда такое понятие как киберспорт было малоизвестно в России, он увлёкся стратегией в реальном времени Warcraft III: The Frozen Throne. Соломонову нравилось, что он может играть в стратегию не с компьютером, а соревноваться с другими людьми.

Параллельно с учёбой на первом курсе университета он начал следить за первыми киберспортивными турнирами и понял, что организовывать соревнования ему интересно даже больше, чем играть. Всё началось с менеджмента любительских команд, а несколько лет спустя Соломонову предложили должность командного менеджера сборной России по Warcraft.

Александр Соломонов. Фото со страницы во «ВКонтакте»

«В России всегда были сильные игроки в Warcraft (речь про третью часть - прим. TJ ), но они никогда не доезжали до финалов в Европе, потому что не могли оформить визу», - вспоминает Соломонов. Примерно в 2006 или 2007 году (точный год он не помнит) менеджер пообещал себе отправиться на турнир за границу. Несмотря на не лучший состав, команда вышла из группы в СНГ и отправилась в Германию. Соломонов лично стоял с игроками в посольстве в Москве и оформлял визы.

После того, как команда получила шенген, немецкое представительство закрылось на несколько дней - спортсмены едва не упустили шанс столкнуться с зарубежными соперниками на их земле. Тот турнир сборная России проиграла, уступив в финальном матче украинской команде со счётом 2:3. Однако менеджер русской команды воспринял это спокойно - в обеих сборных было много игроков, которыми он некогда руководил.

Командная крепость

«Ребята, вы можете немного потише?», - на английском спрашивает главный менеджер российского клуба ROX Адалят Мамедов (никнейм «Krookie») , когда во время разговора с корреспондентом TJ его голос перекрывают возгласы играющих спортсменов. Мамедову 22 года, он учится на шестом курсе в МГУ, преподаёт олимпиадную математику и биологию в физико-математической школе, а также читает лекции по биоинженерии. Когда-то он хорошо играл в League of Legends, популярнейшую на сегодняшний день киберспортивную дисциплину жанра MOBA (мультиплеерная стратегия в реальном времени с элементами ролевой игры), и до 18 лет планировал стать профессиональным игроком.

Карьеру киберспортсмена родители в итоге начать не позволили, но своей нынешней работой Мамедов доволен. Вместе с командой он готовится к континентальной лиге по League of Legends, где соревнуются 8 лучших команд СНГ. Среди игроков двое русских, белорус, немец и датчанин - недавно они с остальным штатом (тренер и аналитик) перебрались в тренировочный дом, который в профессиональной среде называют буткемп.

Бывший менеджер российской организации M19 Андрей Полещук считает, что при удалённых тренировках игроки отвлекаются на бытовые дела, родителей, друзей, сбивают режим сна и плохо питаются. Тренировочные дома призваны исправить эту проблему - перед важными турнирами игроки приезжают туда и живут под присмотром менеджера и тренера. У спортсменов выстроен график: подъём в 12-13 утра, зарядка, завтрак (за поставки еды отвечает менеджер), утренний брифинг и тренировки. Порой они продолжаются до 10-16 часов, во время которых игроки находятся в одной комнате.

Игроки команды ROX во время игры. На заднем плане - менеджер клуба Адалят Мамедов. Фото из личного архива организации

Буткемп организации ROX находится в Красногорском районе в Московской области. Это большой пятиэтажный дом, где на время двух игровых сплитов (сезон состоит из двух частей) League of Legends (каждый длится примерно три месяца) живут две домработницы, спортсмены, игрок замены, тренер, аналитик, сам «Krookie» и, в редких случаях, психолог и массажист. Порой коттеджи не арендуют, а покупают - так поступил российский клуб Vega Squadron.

Дом - лучший вариант для подготовки, так как в квартирах мало места и можно разбудить соседей во время ночных игр. Однако не так легко найти арендодателя, сдающего коттедж на три месяца. Не все владельцы сходу понимают, что такое киберспорт, и чем группа людей собирается заниматься в их доме. Мамедов считает процесс поиска коттеджа очень сложным занятием, после которого здание ещё надо отремонтировать, чтобы исключить проблемы с электричеством и сантехникой, а затем перевезти оборудование.

2 миллиона рублей

Во столько обходится содержание пятиэтажного тренировочного дома для киберспортивной команды ROX за три месяца.

Самый важный момент подготовки тренировочного дома - проведение оптоволоконного соединения. Если интернет плохо работает и обрывается, команда не сможет соревноваться. В феврале 2017 года российская команда Virtus.pro получила техническое поражение во время матча против клуба Effect, пока играли в буткемпе в Краснодаре. Это значит, что во время сражения у Virtus.pro обрывалось соединение. После этого менеджера уволили.

Для перестраховки тренировочный дом подключают к двум провайдерам на случай, если у одного возникнут проблемы. Как утверждает Мамедов, в августе 2017 года во время матча неизвестные запустили DDoS-атаку против команды, выведя из строя два соединения с разными IP-адресами. «Появляется подозрение, что [это] кому-то выгодно. Особенно когда на кону 10-20 миллионов рублей», - предполагает менеджер ROX.

Туда и обратно

Основная причина, почему ROX арендует коттедж в Москве - регламент Riot Games (создателей League of Legends). Если команда заключает с компанией контракт и хочет участвовать в профессиональных турнирах, ей нужно участвовать в матчах на сцене со зрителями. В 2017 году Riot Games стала использовать для записи поединков студию «Главкино» (одна из крупнейших кинотелевизионных компаний России). Происходящее там транслировалось на Twitch и YouTube. Организация ROX намеренно поселилась на Новорижском шоссе, так как студия «Главкино» расположена именно там.

Проведение турниров ложится на Riot Games: московский филиал арендует студию, запускает рекламную кампанию, снабжает менеджеров информацией, судит матчи и частично финансирует топовые команды. Киберспортивные организации получают средства на частичное покрытие расходов за тренировочный дом, перелёты и зарплату. Но если не уходить в «личный минус», на дотации можно жить только при очень жёсткой экономии, поясняет менеджер ROX.

Внутри «Главкино». Фото с официального сайта студии

Полещук из M19 считает, что начинающие и средние киберспортсмены получают от 28 тысяч до 85 тысяч рублей в месяц. Источник TJ в индустрии утверждает, что суммарно с дотациями от Riot Games и премиями за победы на турнирах топовые игроки могут за трёхмесячный сезон получить от 400 до 700 тысяч рублей (зарплату обычно переводят на банковскую карту). В целом, считает источник, эти цифры приближены ко всем топовым клубам.

Чтобы стать профессионалом в хорошей организации, игроки должны пройти «проверку поведения» (behavior check). Как это работает: менеджер команды отправляет ссылки на аккаунты спортсмена в социальных сетях, а Riot Games (или любая другая видеоигровая компания) проверяют его страницы на оскорбительное поведение.

Если игрок часто матерится или отпускает расистские комментарии, администрация это заметит. Дополнительно сотрудники просматривают игровые чат-логи на предмет грубых высказываний - за это, скорее всего, спортсмену откажут в заключении контракта.

Кирилл «Likkrit» Малофеев

Если игрок нарушит этические правила после заключения контракта с компанией-создателем игры, ему могут запретить участвовать в её турнирах. Так произошло в ноябре 2017 года с бывшим капитаном российской организации M19 по League of Legends Кириллом Малофеевым. Во время стрима спортсмен раскритиковал профессиональное положение игры в СНГ, в том числе падение уровня зарплат и уход киберспортивных организаций из дисциплины.

За это Riot Games запретили Малофееву на полгода участвовать во всех турнирах по League of Legends, после чего игрок объявил о завершении карьеры. Как говорит «Krookie» из ROX, спортсмены не столько боятся разрыва контракта с организацией, сколько бана от игровых компаний - это может стоить им репутации.

В поиске спонсоров

На заре киберспорта исключительными спонсорами организаций были производители компьютеров или оборудования. В основном это были гиганты вроде Razer, Acer, Asus, Intel и HP, но теперь к ним добавились крупные спонсоры из других сфер. В этом числе Mercedes-Benz (заключила контракт с европейской лигой ESL), крупная сеть по продаже электроники Media Markt (партнёр Virtus.pro), Lenovo (партнёр ROX), Omen by HP (партнёр Team Empire), Visa, Qiwi, PepsiCo, Twitch и сеть фастфуда KFC .

Одним из самых ценных партнёров в киберспорте считаются букмекерские конторы. Ставки на киберспорт очень популярны, поэтому для организаций это очень выгодное предложение. Лучше всего на этой территории себя чувствуют клубы с дисциплинами по Dota 2 и Counter-Strike: Global Offensive, хуже всего - по League of Legends, так как политика Riot Games запрещает рекламировать алкогольную, табачную или азартную сферу.

По прогнозам международной компании в области консалтинга и аудита PwC, объём киберспортивного рынка увеличится с 327 миллионов долларов в 2017 году до 874 миллионов долларов в 2022 году.

Когда организации требуется оборудование, но на него нет денег, она обращается к компьютерным гигантам - рекламодатель поставляет технику, а клуб рекламирует её на состязаниях. Кто-то идёт в большие холдинги со статистикой и предлагает добавить их логотип на футболки игроков, чтобы добавить охвата. В США, например, киберспортивные организации сотрудничают со страховыми компаниями, в том числе GEICO .

В январе 2018 года оператор МТС купил европейский киберспортивный клуб Gambit Esports: сумма контракта не раскрывается, но, судя по всему, компания подошла к развитию основательно. В компании есть киберспортивное подразделение, которым руководит Ирина Семёнова - она одна из основателей Virtus.pro и больше 17 лет работает в игровой индустрии.

Кроме МТС в России известны лишь два случая крупных инвестиций в индустрию. В январе 2017 года в Континентальной лиге по League of Legends появилась команда M19 - её инвестором оказался владелец инвестиционного холдинга Strongbow Investments Евгений Туголуков. По его словам, на содержание состава по League of Legends уходит около 500 тысяч долларов в год.

Киберспортсмены по дисциплине Dota 2 в тренировочном доме M19. Фото из официальной группы организации во «ВКонтакте»

У M19 также был состав по Hearthstone и Dota 2, но последний расформировали в феврале 2018 года, а по Hearthstone оставили только одного игрока. В разговоре с TJ менеджер состава Андрей Полещук заявил, что в планах организации этого не было. «Судя по всему, оптимизация расходов», - ответил менеджер на вопрос о причинах расформирования. Он планирует начать работу в новом киберспортивном проекте, но не раскрывает деталей.

Самый громкий вклад в киберспорт сделал бизнесмен Алишер Усманов. В 2015 году он вложил в команду Virtus.pro около 100 миллионов долларов, на основе которой появился холдинг ESforce. В январе 2018 года стало известно, что Mail.Ru Group компанию за 100 миллионов долларов. Как пишут «Ведомости», холдингу принадлежат 14 сайтов, 209 групп в социальных сетях и студия аналитики RuHub.

Вверх